Археологи обнаружили у неандертальцев развитую мелкую моторику

Археологи решили экспериментально выяснить, как неандертальцы держали в руках костяные ретушеры при обработке каменных орудий. Они сравнили активные зоны 38 опытных образцов с коллекцией находок из Чагырской пещеры и обнаружили, что древние люди в основном удерживали эти инструменты тремя пальцами, когда обрабатывали каменные орудия. Такая техника свидетельствует о том, что неандертальцы обладали развитой мелкой моторикой. Результаты исследования опубликованы в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.

В Краснощековском районе Алтайского края, в долине реки Чарыш, расположена Чагырская пещера – один из базовых памятников эпохи среднего палеолита Северной Азии. За годы раскопок археологи обнаружили здесь не менее 90 тысяч артефактов, 74 костей неандертальцев (Homo neanderthalensis) и 250 тысяч окаменелых останков животных. Эти находки были сделаны в отложениях, относящихся к 59–49 тысячам лет назад. Немногочисленная популяция древних людей, которая, судя по данным палеогенетики, мигрировала сюда из Европы и сохранила свои пищевые стратегии, использовала пещеру для длительного обитания, разделывая и обрабатывая в ней охотничью добычу.

В ходе исследования комплексов Чагырской пещеры археологи впервые обнаружили на Алтае костяные ретушеры, относящиеся к среднему палеолиту. Неандертальцы изготавливали их в основном из крупных трубчатых и плоских костей крупных копытных (преимущественно бизонов). Это стало известно лишь в 2016 году, когда ученые пересмотрели палеозоологическую коллекцию находок, сделанных на этом памятнике. В общей сложности они обнаружили порядка 1200 целых или фрагментированных костяных орудий, на которых присутствуют следы использования (в основном это следы забитости).

Ксения Колобова (Kseniya Kolobova) из Института археологии и этнографии СО РАН совместно с учеными из Бельгии, России и США с помощью эксперимента и построения трехмерных моделей решила выяснить, как неандертальцы держали в руках костяные ретушеры — самый распространенный тип палеолитических орудий из кости. Археологи сообщили, что в ходе экспериментов они выявили два возможных способа удержания этих инструментов: всеми пальцами одной руки или тремя (большим, указательным и средним).

Исследователи сравнили свои модельные ретушеры с коллекцией находок, собранной во время археологических раскопок Чагырской пещеры, где в разные годы они обнаружили около 1200 ретушеров из длинных костей, ребер и позвонков крупных травоядных животных. Неандертальцы использовали эти орудия на заключительном этапе изготовления бифациальных инструментов (в основном скребков).

Ученые отметили, что неандертальцы могли использовать оба указанных способа размещения в руках ретушеров. Однако, если держать его тремя пальцами, то при нанесении удара участвуют лишь кисть и запястье, что ограничивает силу удара. При захвате пятью пальцами кисть и предплечье позволяют наносить удары большей силы. В общей сложности в ходе эксперимента археологи изготовили 38 костяных ретушеров и использовали их для обработки каменных орудий из тех же материалов, что и неандертальцы из Чагырской пещеры.

Проанализировав активную зону ретушеров, ученые обнаружили, что неандертальцы из Чагырской пещеры в основном манипулировали этими орудиями с помощью трехпальцевого захвата. Такая техника указывает на хорошее развитие мелкой моторики рук и позволяет более тщательно контролировать процесс ретуширования. Эти результаты, по данным археологов, согласуются с уже опубликованными сведениями об анатомическом строении кисти неандертальцев, которая оказалась пригодна для мелкой моторики.

Ранее на N + 1 рассказывали о символической деятельности неандертальцев. Так, ученые обнаружили, что этим архаичным людям приглянулись зеленые камешки для изготовления орудий. Кроме того, археологи нашли костяное орудие, которое неандертальцы сделали более 51 тысячи лет назад.

Роговые гребни указали на связи между Хедебю и Центральной и Северной Скандинавией