Палеоантропологи нашли в Иране молочный зуб неандертальского ребенка

Палеоантропологи обнаружили в Иране молочный зуб, принадлежавший шестилетнему неандертальскому ребенку. Радиоуглеродное датирование показало, что он жил около 43–41 тысячи лет назад. Это вторая находка останков неандертальцев на территории Ирана. Статья опубликована в журнале PLoS One.

Вымирание неандертальцев представляет собой одну из ключевых проблем, стоящих перед палеоантропологами. Усовершенствованные методы ускорительной масс-спектрометрии позволили ученым в 2014 году получить 40 надежных датировок для ключевых археологических памятников эпохи мустье и неандертальцев, населявших Европу. Оказалось, что архаичные люди исчезли в регионе около 41030–39260 лет назад. Последующие работы по уточнению поздних датировок вероятных последних рефугиумов позволили установить, что, в частности, на стоянке Кабази II в Крыму неандертальцы вымерли не менее 50000 лет назад.

Помимо Европы многочисленные неандертальские стоянки известны в Леванте (например, Нахал Амуд или пещера Караин), Центральной Азии (например, Тешик-Таш или Оби-Рахмат), а также на Алтае (например, Чагырская или Денисова пещеры). Однако на территории Ирана и Ирака таких находок крайне мало, за исключением известной пещеры Шанидар, где было обнаружено коллективное погребение неандертальцев. Единственная же находка на территории Ирана, связанная с этими архаичными людьми, была сделана в 2001 году, когда в пещере с большим количество фаунистических материалов археологи раскопали зуб неандертальца.

Cаман Хейдари-Гуран (Saman Heydari-Guran) из Неандертальского музея совместно с учеными из Великобритании, Германии, Ирана, Италии и Франции провели исследование скального укрытия Бава-Яван, расположенного в Центральном Загросе. Ученые сообщили об обнаружении на глубине около 2,5 метра молочного зуба гоминида рядом с фаунистическими материалами и мустьерскими каменными орудиями.

Зуб представляет собой нижний левый молочный клык и состоит из хорошо сохранившейся коронки и примерно одной четвертой части корня. Палеоантропологи отметили, что при изучении находки ни кариеса, ни гипоплазии эмали обнаружить не удалось. Поверхность зуба оказалась изношенной, с оголенным дентином. Морфологический анализ показал, что зуб принадлежал неандертальскому ребенку возрастом около шести лет.

Радиоуглеродное датирование показало, что неандертальцы присутствовали в Центральном Загросе около 43–41 тысячи лет назад. Полученные данные из Бава-Явана показывают, что по всей горной дуге от Грузии до Ирана пещеры и скальные укрытия были заселены архаичными людьми, когда на большей части Европы они уже вымерли. Ученые предполагают, что окончательное исчезновение неандертальцев произошло из-за роста конкуренции за ресурсы с Homo sapiens, а также маленького размера популяций.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях неандертальцев. Так, испанские археологи исследовали фаунистические останки из 17 объектов в Васко-Кантабрии и пришли к выводу, что неандертальцев сгубила низкая мобильность. Кроме того, палеогенетики обнаружили на Алтае 14 близкородственных неандертальцев, живших в Южной Сибири около 59–49 тысяч лет назад.

Древнему кочевнику из Китая наложили шину на сломанную ногу около 2400 лет назад