Неандертальцев из Васко-Кантабрии сгубила низкая мобильность

Испанские археологи исследовали фаунистические останки с 17 объектов в Васко-Кантабрии, на которых проживали неандертальцы и современные люди, и пришли к выводу, что конкурентным преимуществом последних стала более высокая мобильность при добыче ресурсов пропитания. Оба вида предпочитали охотиться на благородных оленей, но неандертальцы чаще страдали от голоданий. Археологи отметили, что это очередной шаг на пути поиска глобальной причины вымирания неандертальцев. Статья опубликована в Journal of Quaternary Science.

Причины вымирания древних видов Homo остаются крайне интересными и сложными научными задачами. Неандертальцы, по всей видимости, прекратили свое существование около 40 тысяч лет назад, выживая на последнем этапе на пределе своих физических возможностей, что достоверно известно благодаря анализам костных останков.

Существует множество гипотез и спекуляций относительно причин вымирания неандертальцев. Скорее всего, правильнее говорить даже о целом комплексе таких причин. С одной стороны, с распространением по Евразии предков современных людей возросла конкуренция за ресурсы. С другой – климатические пертурбации и природные катаклизмы, которые не пережили и многие другие виды животных. Весьма перспективна и гипотеза, что неандертальцы могли исчезнуть по внутренним причинам: небольшая популяция с частыми близкородственными кровосмешениями и естественными колебаниями рождаемости, смертности и соотношения полов.

Ана Марин-Арройо (Ana Marin-Arroyo) и Алисия Санз-Ройо (Alicia Sanz-Royo) из Кантабарийского университета провели исследование, посвященное поиску причин вымирания неандертальцев в Васко-Кантабрии (Северная Испания и Южная Франция), которое произошло раньше на несколько тысяч лет, чем в некоторых соседних регионах. Для оценки стратегий выживания неандертальцев и предков современных людей исследователи отобрали 17 объектов, относящихся к мустьерской, шательперонской и ориньякской культурам, чтобы провести макрофаунистический анализ.

Исследователи обнаружили, что на некоторых стоянках помимо неандертальцев и современных людей плотоядные животные играли значительную роль в накоплении фаунистических останков. Так, одна из пещер была поочередно занята гиенами, леопардами и другими видами животных, а также неандертальцами, которые оставались здесь короткими эпизодами для охоты на благородных оленей, козлов или баранов. Археологи обнаружили, что неандертальцы находились под сильным влиянием окружающей среды, в то время как современные люди могли принимать более избирательные решения относительно добычи животных независимо от их мест обитания. Современные люди перемещались на большие расстояния от мест своего долгосрочного или временного проживания.

Ученые пришли к выводу, что основным объектом охоты выступал благородный олень с преобладанием взрослых особей. В этом стратегии выживания неандертальцев и современных людей схожи и не менялись до конца верхнего палеолита. Современные люди в большей степени полагались на мобильность, нежели неандертальцы, что значительно повышало шансы первых на выживание. Авторы отметили, что предшествующие исследования костных останков неандертальцев показали их подверженность голодовкам, предполагая возникновение каннибализма как следствия этому. Археологи отметили, что это лишь первый шаг в их исследованиях, которые в перспективе смогут дать ответ на вопрос: с чем связано вымирание неандертальцев и эволюционный успех предков современных людей.

Недавно на N + 1 мы рассказывали о других исследованиях неандертальцев. Так, британские палеоантропологи при повторном датировании установили, что неандертальцы присутствовали на стоянке Кабази II более 50 тысяч лет назад, а в пещере Гваттари недалеко от Рима итальянские археологи обнаружили останки девяти неандертальцев, съеденных пещерными гиенами.

Британец нашел две древнеримские спаты