Люди посчитали хорошие поступки более естественными

Американские исследователи обнаружили, что люди чаще связывают свои хорошие (просоциальные) действия с генами, чем плохие (антисоциальные). Авторы статьи, опубликованной в The Journal of Social Psychology, провели онлайн-эксперимент с 600 взрослыми, чтобы проверить, как люди характеризуют свое поведение.

Влияние окружения и оценка действий других людей — важные характеристики жизни в обществе. Исследователи из разных сфер науки стараются раскрыть все новые механизмы социального взаимодействия. Например, команда международных ученых ранее показала, что на принятие рискованных решений может влиять рискованное поведение окружающих, а испанские исследователи рассказали о том, что людям достаточно одного слова, чтобы определить характер собеседника.

Оценка своего поведения и поведения других людей важный процесс взаимодействия, потому что именно он показывает, будут ли выстраивать с человеком рабочие или личные отношения, и какое место он займет в социальной группе. Прошлые исследования в сфере нейробиологии выявили, что просоциальное (приносящее пользу другим) поведение более характерно для женщин и что антисоциальное (приносящее вред) поведение связано с меньшей площадью коры головного мозга и ее толщиной. Интересно и то, с чем связывают эти виды поведения сами люди. Ранее команда американских ученых обнаружила, что когда участники исследования оценивали хорошее и плохое поведение других, то они были склонны ассоциировать с генами именно просоциальное поведение.

Теперь та же группа американских исследователей под руководством Мэттью Лебовица (Matthew S. Lebowitz) из Колумбийского университета решила провести эксперимент, чтобы узнать, как люди объясняют свое собственное поведение. Для этого ученые попросили 600 взрослых американцев пройти онлайн-эксперимент, в котором испытуемым предлагали ответить на вопросы об их поведении. Участников случайным образом распределили в одну из групп — просоциальную или антисоциальную. В первой группе участникам нужно было вспомнить произошедшую за последний год ситуацию, которой они гордятся (например, когда они были добры к кому-то), а в другой группе — ситуацию, которой они стыдятся (где они поступили эгоистично или навредили кому-то). После этого их просили оценить ряд одинаковых утверждений о том, насколько естественным (природным) они считают это поведение, насколько они несут за него ответственность и считают его реальным отражением себя, а также какую роль в этом поведении играют гены. Оценка давалась по шкале от 1 до 7.

Результат дисперсионного анализа показал, что участники, отвечавшие на вопросы относительно положительных поступков, посчитали связь такого поведения с генами более сильной, чем в участники из группы с отрицательными поступками (p < 0,001, d = 0,43). Люди также оценивали хорошие поступки как более естественные (p < 0,001, d = 1,06) и отражающие их истинное «Я» (p < 0,001, d = 1,57), а дальнейший анализ показал, что эти факторы были медиаторами между видом поступка и оценкой причастности к нему генов. Оценка несения ответственности за просоциальное и антисоциальное поведение не различалась между группами.

Таким образом, авторы показали, что люди сильнее связывают с генами свое просоциальное поведение, чем антисоциальное, что может объясняться их склонностью видеть свои хорошие поступки как нечто естественное и отражающее истинное «Я». Похожий эффект показало прошлое исследование авторов, где участники оценивали поведение других людей.

Характеристики отношений также изучаются в сфере обучения и науки. Так, международная группа ученых описала пользу от выстраивания хороших отношений учителей с учениками, а европейские исследователи рассказали о том, что ученые мужского пола охотнее делятся результатами своих научных работ с коллегами-мужчинами.

Анастасия Ляшенко