И интоксикации алкоголем
Фарес Кедан (Fares Qeadan) с коллегами по Университету Лойолы в Чикаго провел ретроспективное когортное исследование и пришел к выводу, что назначение агонистов рецепторов к глюкагоноподобному пептиду-1 (ГПП-1) людям с историей расстройств, связанных с употреблением опиоидов или алкоголя (РУО или РУА), коррелирует со значительным уменьшением риска опиоидной передозировки и алкогольной интоксикации. В анализ вошли данные почти 504 тысячи взрослых пациентов с РУО и более 817 тысяч — с РУА в анамнезе из 136 систем здравоохранения США с января 2014 по сентябрь 2022 года. 1,6 процента участников с РУО и 0,7 процента — с РУА получили хотя бы один рецепт на агонисты ГПП-1 (с дополнительным механизмом действия или без него). Результаты опубликованы в журнале Addiction.
Наблюдение за участниками продолжалось от 30 дней до двух лет, учитывались связанные со злоупотреблением события не менее, чем через неделю после получения рецепта. После введения поправок на сопутствующие факторы и коморбидные состояния выяснилось, что назначение агонистов ГПП-1 коррелирует с выраженным снижением риска передозировки опиоидами и интоксикации алкоголем: отношение частот возникновения (IRR) составило соответственно 0,60 (95-процентный доверительный интервал 0,43–0,83) и 0,50 (95-процентный доверительный интервал 0,40–0,63) по сравнению с теми, кто рецептов не получал.
Активация поиска соли — их единственная функция
Ученые из США выяснили, что за тягу к соли у животных и человека отвечают узкоспециализированные нейроны в головном мозге, которые активируются гормоном альдостероном. Вводя мышам гормон непосредственно в мозг и подкожно, исследователи обнаружили, что альдостерон в высоких дозах способен проникать через гематоэнцефалический барьер и активировать группу из нескольких сотен нейронов, заставляя их обладателя отправляться на поиски соли, в то время как удаление этих нейронов блокирует тягу к соли. Результаты опубликованы в журнале JCI Insight.