Палеогенетики исследовали 25 древних геномов с высоким покрытием и уточнили происхождение неолитического населения Европы и Анатолии. Оказалось, что после разделения линий предков неолитических жителей Ирана и предков ранних европейских и анатолийских земледельцев, которое произошло около 14,2 тысячи лет назад, последние смешивались с западными охотниками-собирателями — потомками людей, прошедших в Европе во времена максимума последнего оледенения через «бутылочное горлышко». По оценкам ученых, генетической самобытности ранним европейским и анатолийским земледельцам придал продолжительный дрейф генов, наблюдавшийся около 12,9–9,1 тысячи лет назад. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Cell.
Процесс перехода от присваивающего хозяйства к производящему (неолитическая революция) представляет собой один из поворотных моментов в истории человечества. Одомашнивание злаковых культур началось не позднее X тысячелетия до нашей эры в нескольких центрах Плодородного Полумесяца, откуда уже этот тип ведения хозяйства распространился на остальной Ближний Восток и Европу. Вскоре там же люди начали процесс доместикации азиатского муфлона (Ovis gmelini), безоарового козла (Capra aegagrus) и первобытного тура (Bos primigenius).
В Европе сельское хозяйство оказалось вместе с выходцами из Анатолии, которые вытеснили или ассимилировали большую часть местных охотников-собирателей. Так, неолитизации Греции началась около 6800 годов до нашей эры, а примерно 5000 лет назад этот процесс завершился почти на всем континенте. Вместе с тем прошлые исследования показывали, что в некоторых регионах, например, в Центральной Анатолии, возможно, возникновение сельского хозяйства не сопровождалось сменой популяций. Однако порой подобные выводы были сделаны в результате анализа лишь небольшого количества геномов, многие из которых были прочитаны только с низким покрытием.
Группа ученых из Германии, Греции, США и Швейцарии под руководством Лорана Экскофье (Laurent Excoffier) из Бернского университета исследовала происхождение древнейших земледельцев Юго-Западной Азии и Европы. Для этого они секвенировали с высоким покрытием (более десяти раз) 15 геномов людей — земледельцев и охотников-собирателей раннего голоцена, чьи останки нашли на памятниках от Юго-Западной Азии до долины Рейна, включая важные поселения, расположенные в Эгейском бассейне, на Центральных Балканах и в Центральной Европе. Кроме того, ученые включили в исследование еще десять ранее опубликованных геномов с высоким покрытием.
С помощью метода многомерного шкалирования ученые выделили три группы древних индивидов: европейские охотники-собиратели, ранние земледельцы из Европы и Анатолии, а также ранний земледелец из Ирана и мезолитический охотник-собиратель с Кавказа, которые они обозначили как западную, центральную и восточную популяции соответственно. Палеогенетики обнаружили, что кавказские охотники-собиратели и европейские и анатолийские ранние земледельцы происходили от предковой центральной популяции, которая около 14,2 тысячи лет назад получила около 14 процентов примеси от европейских охотников-собирателей. Восточная популяция отделилась от центральной примерно 15,8 тысячи лет назад, после чего около 13,6 тысячи лет назад внутри нее обособилось неолитическое население Ирана, которое не получало примеси от западных охотников-собирателей.
Предки европейских и анатолийских ранних земледельцев около 12,9 тысячи лет назад вновь смешались с западными охотниками-собирателями, получив около 15 процентов примеси. Однако кавказские охотники-собиратели такой примеси уже не получили. По расчетам ученых, около 12,9–9,1 тысячи лет назад в популяции предков европейских и анатолийских ранних земледельцев наблюдался продолжительный дрейф генов из-за небольшого эффективного размера популяции (около 620 человек). В результате этого процесса эта популяция стала достаточно сильно отличаться как от своих непосредственных предков, так и от кавказских и европейских охотников-собирателей, а также иранских ранних земледельцев.
Палеогенетики обнаружили, что популяции из Северо-Западной Анатолии и Северной Греции разделились примерно 9,3–9,1 тысячи лет назад. Ранние земледельцы из Центральной Анатолии (геном с памятника Бонкуклу) отделились несколько раньше — около 10,5 тысячи лет назад. Примечательно, что неолитическое население продолжало смешиваться с западными охотниками-собирателями, причем, если в Северной Греции исследователи обнаружили около трех процентов примеси, то в геноме из Бонкуклу — десять процентов, а в геноме индивида с памятника Актопраклик — 17 процентов. Ранее археологи отмечали, что культура на последнем поселении сочетала в себе эпипалеолитические и неолитические традиции.
Исследователи отметили, что по мере расселения ранних земледельцев в Европу по Дунайскому коридору они включали в свои популяции местных охотников-собирателей. По их оценкам, доля последних на каждой стадии расселения составляла около двух—семи процентов. Молекулярные биологи также уточнили и происхождение самих европейских охотников-собирателей. Они обнаружили, что во времена максимума последнего оледенения (примерно 22,8 тысячи лет назад) в Европе сложилось две популяции охотников-собирателей, низкое генетическое разнообразие внутри которых, видимо, связано с эффектом «бутылочного горлышка». Возможно, эти две группы соответствуют носителям солютрейской и эпиграветтской археологических культур позднего палеолита. При этом, по оценкам ученых, эффективный размер популяции охотников-собирателей в Европе был выше, нежели у ранних земледельцев.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях, посвященных древним европейским популяциям людей. Так, палеогенетики проанализировали 271 геном индивидов, чьи останки были обнаружены в Богемии, и выявили ряд миграций в этот регион между 4900 и 1600 годами до нашей эры.
Михаил Подрезов
Возраст исследованных артефактов составляет почти 13 тысяч лет
Американские и британский ученые выяснили, из костей каких животных изготавливали иглы палеоиндейцы, жившие на территории современного Вайоминга почти 13 тысяч лет назад. Исследователи обнаружили, что древние обитатели этого региона делали такие предметы из останков пушных животных. Среди найденных фрагментов игл оказались кости лисицы, зайца и представителя семейства кошачьих. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале PLoS ONE.