Древнейшие фермеры Центральной Анатолии оказались местными

Земледелие и скотоводство в Центральную Анатолию (одно из древнейших мест, где появилось сельское хозяйство) не принесли с собой мигранты с Ближнего Востока, а, вероятно, их развили местные жители. Как показали результаты генетического исследования, опубликованные в Nature Communications, охотники-собиратели, жившие в регионе около 15 тысяч лет назад, и фермеры, населявшие его на семь тысяч лет позже, генетически похожи на 80–90 процентов.

Сельское хозяйство появилось на территории Плодородного полумесяца 10–12 тысяч лет назад. К Плодородному полумесяцу относят территории Египта, Израиля, Сирии, Иордании, Ирака и частично Ирана. Позднее выходцы из Плодородного полумесяца появились в остальных частях Западной Евразии и принесли с собой технологии земледелия и скотоводства. Так, в Центральной Анатолии они появились около 10,3 тысяч лет назад. Как показали генетические исследования, в Европу сельское хозяйство принесли фермеры из Анатолии, которые вытеснили бóльшую часть местного населения. В то же время жители некоторых районов Плодородного полумесяца, например, Южного Леванта генетически изменились мало. Это, вероятно, говорит о том, что они продолжали жить на одном месте и постепенно перешли от охоты и собирательства к фермерству.

Центральная Анатолия была одним из первых регионов за пределами Плодородного полумесяца, где появилось сельское хозяйство. Археологические исследования показывают, что культура местных жителей при переходе от охоты и собирательства к фермерству не изменилась. Но отсутствие генетической информации о местных охотниках-собирателях мешало понять, как здесь развивалось сельское хозяйство. То ли технологии принесли с собой переселенцы, то ли местные жители стали развивать сельское хозяйство сами.

Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи из Австралии, Великобритании, Германии, Израиля и Турции под руководством Йоханнеса Краузе (Johannes Krause) из Института изучения истории человечества Общества Макса Планка провели полногеномный анализ останков восьми древних жителей Западной Евразии. Они впервые собрали геном палеолитического охотника-собирателя, который жил в Центральной Анатолии около 15 тысяч лет назад. Остальные останки принадлежали пяти неолитическим фермерам из того же региона и двум фермерам из Южного Леванта, жившим 9,8-10,3 и 9,6-9,7 тысяч лет назад, соответственно. Для сравнения они использовали уже опубликованные данные о 587 древних жителей Западной Евразии и представителей 254 современных популяций.

Оказалось, что первые фермеры Центральной Анатолии и охотник-собиратель, жившие 10 и около 15 тысяч лет назад соответственно, были генетически похожи на 80–90 процентов. «Это говорит о долговременной генетической стабильности в Центральной Анатолии, которая продолжалась на протяжении пяти тысячелетий, несмотря на изменения климата и стратегий обеспечения жителей пропитанием», — говорит ведущий автор исследования Михал Фельдман (Michal Feldman) из Института изучения истории человечества Общества Макса Планка в Йене.

При этом часть генов (около 10 процентов) первые фермеры из Центральной Анатолии позаимствовали у выходцев с Северного Кавказа или с гор Загрос (ныне территория Ирана). А позднее (около 8-9 тысяч лет назад), у анатолийских фермеров появилось генетическое «наследство» из Леванта.

Недавно генетические исследования помогли выяснить взаимоотношения фермеров-мигрантов с Ближнего Востока и коренных жителей неолитической Европы. Оказалось, что переселенцы постоянно скрещивались с местными охотниками-собирателями. Ранее считалось, что контакты между этими популяциями случались редко.

На востоке Испании открыли палеолитическое святилище с пещерным искусством