Генетики рассказали о взаимоотношениях мигрантов с местными в неолитической Европе

Переселенцы с Ближнего Востока, которые принесли в Европу сельское хозяйство, скрещивались с местными охотниками и собирателями в течение многих поколений, выяснили генетики из Гарварда в сотрудничестве с коллегами из Венгрии, Германии и Испании. На это указало постепенное накопление признаков, характерных для древних жителей Европы, в геномах фермеров ближневосточного происхождения, живущих на территориях указанных европейских стран в период от шести до двух тысяч лет назад. Ранее считалось, что контакты между популяциями были довольно редким событием. Исследование опубликовано в журнале Nature.

По современным представлениям, переходу от собирательства к производящему хозяйству (неолитической революции) в Европе поспособствовала миграция туда около восьми тысяч лет назад переселенцев из Анатолии (современная Турция). Этот регион был одним из центров возникновения сельского хозяйства (мы рассказывали об этом, например, здесь). Местное население Европы на тот момент представляло сообщество охотников и собирателей.

Хотя современные европейцы генетически ближе к анатолийским крестьянам, доля ДНК древних охотников также присутствует в современных геномах. Таким образом, мигранты скрещивались с местным населением, но вопрос, были ли это разовые события или непрерывный процесс, остается открытым. Ряд исследований показывает, что переселенцы с Ближнего Востока прошли часть территории Европы, незначительно смешиваясь с местным населением. Однако есть данные, что в некоторых местах мигранты и местные охотники жили в тесном контакте друг с другом.

Исследователи из Гарварда путем сравнительного анализа 180 геномов людей, живших на территории современных Венгрии, Германии и Испании в период от 6000 до 2200 лет назад, показали, что для всех трех локаций наблюдается постепенное накопление в геномах признаков, характерных для популяций охотников-собирателей. По-видимому, пришлые крестьяне скрещивались с местным населением многократно в течение многих поколений.

Для анализа были прочитаны геномы людей из 11 захоронений в Венгрии, трех захоронений в Испании и трех — в Германии. Часть данных была взята из ранее опубликованных источников. В качестве референтных были использованы 25 анатолийских геномов и четыре генома охотников, возрастом от шести до 12 тысяч лет. Маркерами «коренных» геномов , за изменением количества которых следили ученые, послужили однонуклеотидные полиморфизмы в ДНК.

При помощи математических моделей авторам работы удалось для большинства исследуемых популяций (соответствующих захоронениям) рассчитать время, когда произошло первое смешивание мигрантов с популяцией охотников-собирателей. К примеру, в Испании это произошло около 5700 лет назад, примерно тогда же, когда и появление в этом регионе сельского хозяйства. Однако значительный процент примесей древних собирателей у представителей среднего неолита указывает, на то, что основной приток генов со стороны охотников произошел в течение последующих полутора тысяч лет.

Авторы работы подчеркивают, что отношения между крестьянами и местными племенами представляли собой сеть сложных взаимодействий, а не, к примеру, разовые набеги одних на других. Ранее мы

, что в Европе эпохи раннего неолита (5500-4000 лет назад) велись даже небольшие войны.

Перекрестная иммунореактивность помогла при лечении меланомы