Шаманскую многоствольную флейту бронзового века назвали кугиклами

Археологи повторно исследовали артефакты из костей и зубов животных, обнаруженные в 1960-е годы в Польше во время раскопок погребения шамана позднего бронзового века (около 900–750 годов до нашей эры). Оказалось, что все 12 предметов были изготовлены с помощью металлических инструментов, хотя обычно для этих целей использовались кремневые скребки. Отдельного внимания заслужили девять полых трубочек, которые изначально идентифицировали как элементы многоствольной флейты. По мнению ученых, вероятно, это был музыкальный инструмент, похожий на кугиклы. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Antiquity.

В эпоху бронзы и раннего железа (около XII–IV веков до нашей эры) в Восточной Европе сложилась лужицкая археологическая культура, входящая в состав культурной общности полей погребальных урн. Свое название она получила в конце XIX века после исследования памятников в историко-географическом районе Лужица. Хозяйство носителей лужицкой культуры основывалось на земледелии и скотоводстве. Они были знакомы с металлургией, которая базировалась на привозном сырье. Среди поселений лужицкой культуры встречаются как селища, так и городища, в которых возводились прямоугольные дома каркасно-столбовой конструкции.

Для лужицкой культуры характерны большие грунтовые могильники, которые иногда достигали двух тысяч погребений. Как правило, умерших хоронили по обряду кремации, причем останки и сопроводительный инвентарь помещали в урну, реже – в ямку. Однако в некоторых группах встречаются и погребения по обряду ингумации. Вместе с останками умершего в могилу помещали несколько керамических сосудов, орудия труда и предметы вооружения, причем обычно они находились в единичных экземплярах. Известны также и курганы лужицкой культуры, в том числе связанные с погребениями знати.

Юстина Барон (Justyna Baron) из Вроцлавского университета совместно с польскими коллегами повторно исследовала погребальный инвентарь, найденный еще в 1961–1962 годах во время раскопок шаманской могилы позднего бронзового века (около 900–750 годов до нашей эры) в деревне Пшечице. В этом погребении находились останки мужчины, умершего в возрасте около 60 лет. Его правая рука была вытянута вдоль тела, а левая была согнута и положена на грудь. Сопроводительный инвентарь включал три керамических сосуда, четыре металлических предмета, которые не встречались в других могильниках этого времени, а также несколько изделий из костей и зубов животных, которые лежали у правого плеча умершего.

Археологи изучили с помощью стереомикроскопа две подвески, костяной диск и девять костяных трубочек, которые считались фрагментами музыкального инструмента. Исследование показало, что все эти артефакты были изготовлены с помощью металлических инструментов. По мнению археологов, это достаточно необычно, поскольку в этот период кремневые скребки продолжали оставаться основным типом орудий для обработки материалов из кости. Ученые отметили, что подвески были изготовлены из клыков дикого кабана, диск — из тазовой кости крупного рогатого животного, а полые трубочки — из диафизов длинных костей мелких млекопитающих.

Археологи также исследовали функциональное назначение этих предметов. Они отметили, что на костяном диске отсутствуют какие-либо следы микроизноса, поэтому сложно определить его назначение. Подвески, возможно, использовались в качестве украшений или элементов одежды, но вероятнее их поместили в могилу как отдельные предметы. Особого внимания ученых заслужила коллекция полых трубочек. Еще в 1960-х годах с помощью эксперимента исследователи установили, что это аналог многоствольной флейты. Для этого трубочки соединили между собой с помощью деревянных и кожаных материалов, хотя этнографические свидетельства указывают на то, что для этого использовались воск или смола. Однако исследование микроизноса показало, что эти трубочки, вероятно, держали в руках нескрепленными между собой. По мнению археологов, ближайшим аналогом такого музыкального инструмента выступают кугиклы.

Ранее на N + 1 рассказывали о других древних находках из Польши. Так, дети из города Тухоля раскопали в песочнице погребение лужицкой культуры. А археологи выяснили, что сырье для древних металлургов из Польши добывали в Рудных горах.

Древнейший случай альфагерпесвирусной инфекции выявили у лошади с Южного Урала