Французские археологи в ходе раскопок поселения урнопольской культуры обнаружили керамические сосуды, наполненные сотнями изделий из бронзы. Артефакты были выложены слоями в сосудах в зависимости от назначения предметов. Среди находок, датированных около 800 года до нашей эры, оказались ремесленные и сельскохозяйственные инструменты, оружие, предметы, связанные с верховой ездой, украшения и многочисленные топоры. О находке сообщает издание Pour la Science.
В эпоху поздней бронзы на территории Центральной Европы возникла урнопольская археологическая культура (культура полей погребальных урн) и существовала около 1300–750 годов до нашей эры. Свое название она получила благодаря распространению практики кремации умерших, однако полностью ингумация вытеснена не была. Племена этой культуры предпочитали основывать свои укрепленные валами поселения на возвышенностях (например, во Франконском Альбе) или вблизи пригодных для передвижений долин рек. Кроме того, на озерах Южной Германии и Швейцарии сооружалось множество свайных поселений.
Для урнопольской культуры характерно наличие большого количества кладов. Их часто закапывали в реках или других водоемах, например, болотах. Ученые интерпретируют эти клады как подношения божествам. Так, в ходе дноуглубительных работ в 1946 году в немецком Франклебене обнаружили 200 серпов и 16 топоров, изготовленных из бронзы, причем большинство из этих артефактов не имели следов использования. Другим типом находок выступают клады, содержащие сломанные или бракованные изделия, которые вполне могли восприниматься как снаряжение для загробного мира. Примечательно, что находки кладов эпохи бронзы могут делать не только люди, например, на севере Чехии это сделала собака, обнаружившая более 20 артефактов урнопольской культуры.
Археологи из Университета Тулузы под руководством Пьера-Ива Мильсо (Pierre-Yves Milcent) исследовали небольшое плато над ущельем Сиуль во французском департаменте Алье, где располагалось укрепленное древнее поселение, относящееся к 800 году до нашей эры. Ученым удалось обнаружить крупную керамику бронзового века, наполненную ювелирными изделиями и оружием.
В общей сложности археологи смогли найти сотни предметов. В двух сосудах слоями были выложены артефакты разного назначения. На дне находились женские или детские украшения, например, ручные и ножные браслеты, а также подвески. Затем в сосудах располагались слои, содержащие ремесленные и сельскохозяйственные инструменты, оружие и предметы, связанные с верховой ездой. Они включали в себя стамески, серпы, наконечники копий, клинки и ножи, а также украшения для колесниц, снаряжение для верховой езды и детали колес. Верхний слой обоих сосудов состоял из бронзовых топоров.
Археологи отметили, что, несмотря на 2800 лет, проведенных в земле, бронзовые артефакты находятся в отличной сохранности. Милсент подчеркнул, что, например, на топорах практически отсутствуют следы использования. По всей видимости, они служили в качестве единиц обмена. По мнению ученых, обнаруженные сосуды могли быть подношениями, которые сделали, например, во время основания или оставления поселения, дабы обеспечить себе божественную защиту. Подобная практика жертвовать ценности, закапывая в земле, достоверно существовала в галльский период, но, вероятно, возникла гораздо раньше.
Ранее на N + 1 рассказывали о других найденных в Европе украшениях эпохи бронзы. Так, шведские археологи обнаружили на Кипре богатейшее захоронение, содержащее артефакты из разных регионов Средиземноморья, в том числе золотые украшения и керамические сосуды с росписями, а немецкие ученые нашли древнейшее золотое украшение в Юго-Западной Германии, которому около 3800 лет.
Михаил Подрезов
На это указал анализ останков из гробниц бронзового века
Биоархеологи проанализировали изотопный состав останков 13 человек, найденных в элитарных гробницах середины — второй половины III тысячелетия до нашей эры, которые раскопали на ближневосточном памятнике Умм-эль-Марра. Стабильные изотопы стронция и кислорода указали на то, что как минимум шесть исследованных людей родились за пределами этого древнего города. Причем четверо из них оказались женщинами. Как сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports, возможно, это отражает брачные связи представителей местной правящей элиты с другими ближневосточными центрами бронзового века.