Польские археологи исследовали инвентарь из коллективного захоронения лужицкой культуры XII–X веков до нашей эры. Они обнаружили у местных жителей связь между литьем бронзы и погребальным обрядом, включавшим кремацию умерших и, вероятно, ритуальное жертвоприношение детей. Использование огня при выплавке металла позволяло придать изделию «вечную» форму, по этой аналогии тела умерших могли подготавливаться к вечной загробной жизни. Статья опубликована в Journal of Archaeological Science: Reports.
На территории современных Германии, Чехии, Польши, Белоруссии и Украины в эпоху позднего бронзового и раннего железного веков (XII–IV века до нашей эры) получила распространение лужицкая археологическая культура, которая рядом исследователей ассоциируется с протославянами. В настоящее время известны многочисленные бескурганные могильники этой культуры, нередко насчитывающие несколько сотен захоронений.
Для лужицкой культуры характерна кремация умерших. Несгоревшие кости помещались в керамические урны, которые сверху накрывались обломками керамики или камнями. Погребальный инвентарь нередко включал различные сосуды, украшения и мелкие бытовые предметы.
Лукаш Ковальский (Lukasz Kowalski) совместно с 14 коллегами из Университета Николая Коперника исследовал погребальный инвентарь, извлеченный из коллективного захоронения на лужицком могильнике в Вартославе. Эту могилу размером 140 × 104 × 45 сантиметров обнаружили в 2009 году сотрудники Археологического музея Познани. В ней находилось более 70 керамических сосудов, в том числе 12 погребальных урн, содержащих прах 8–12 людей, в том числе не менее четырех детей. Кроме того, в могиле нашли три бронзовых подставки для урн, каменную литейную форму, 33 небольших каменных орудия и ряд металлических и стеклянных предметов и заготовок. Радиоуглеродная датировка отнесла захоронение к 1100–950/900 годам до нашей эры.
Археологи считают, что люди, чей прах обнаружен в коллективном захоронении, могли быть членами группы, связанной с производством металла, его обработкой. Погребальный инвентарь указывает на групповую солидарность, демонстрируя, что оба пола разных возрастов (взрослые и дети) были похоронены с металлическими предметами. Ученые предполагают, что нахождение в могиле останков детей может быть свидетельством того, что их использовали в качестве ритуальных жертв.
Наличие в погребении забитой оловом литейной формы, по мнению ученых, весьма примечательно. В архаичных обществах не существовало личных юридических прав на владение каким-либо имуществом. Однако люди могли верить, что между конкретным предметом и человеком проходила магическая связь. Непригодный для работы («мертвый») инвентарь мог помещаться в могилу из страха быть «зараженным» прикосновением умершего.
Ученые пришли к выводу, что у представителей местной культуры существовала система верований, согласно которой люди ассоциировались с металлом, проводя параллель между литьем бронзы и погребальным обрядом. Сущность металла остается неизменной благодаря обработке, особенно на стадиях выплавки и легирования. Аналогично успешная подготовка мертвого тела к загробной жизни должна включать стадию кремации.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях древних коллективных захоронений. Так, итальянские археологи обнаружили широко использовавшуюся практику коллективных захоронений на могильнике Доглаури куро-араксской культуры раннего бронзового века, а на стоянке Кокен близ города Семей ученые нашли останки людей в возрасте от 4 до 50 лет в семи могилах позднего бронзового века.
Михаил Подрезов
Археологи раскопали уже полсотни погребений
Польский археолог Олаф Попкевич (Olaf Popkiewicz) во время прогулки по берегу реки Вда (приток Вислы) нашел древние серебряные артефакты, о чем сообщил коллегам. Последовавшие раскопки позволили обнаружить коллекцию из двух ожерелий, двух фибул и бусин, изготовленных из серебра в IV–V веках нашей эры. Оказалось, что на этом месте находится крупный могильник черняховской археологической культуры. К настоящему времени ученым удалось раскопать уже полсотни погребений, совершенных по обряду кремации. Как сообщается на сайте The History Blog, помимо останков людей и погребальных урн, исследователи нашли броши, янтарные и стеклянные бусины, костяной гребень и прочие предметы.