Итальянские археологи исследовали человеческие останки из могильника Доглаури, относящегося к эпохе ранней и поздней бронзы. Они обнаружили широко использовавшуюся практику коллективных захоронений в ранний период, что не характерно для других памятников куро-араксской культуры. Вероятно, последовательные погребения в одну могилу связаны с принадлежностью людей к определенной социальной группе. Статья опубликована в Journal of Archaeological Science: Reports.
Кавказ в бронзовом веке играл особую роль, определявшуюся его положением на стыке Европы и Азии и близостью к древнейшим очагам цивилизации. Местные жители обладали развитым скотоводством и земледелием и изготавливали расписную керамику.
Во второй половине IV тысячелетия до нашей эры на территории современной Грузии начинается эпоха бронзы. Самой распространенной археологической культурой на Южном Кавказе в это время становится куро-араксская. Она простиралась по всему Закавказью, Северо-Западному Ирану, Восточной Анатолии и Северо-Восточному Кавказу. По всей видимости, она существовала около 4000–2200 годов до нашей эры.
Одним из самых примечательных памятников этой культуры выступает древнее поселение Арадетис Оргора и связанный с ним могильник Доглаури, расположенный в центральной части современной Грузии в долине реки Куры. В начале 2010-х годов здесь активно проводились археологические раскопки, выявившие большое количество человеческих останков и артефактов. Так, в 2015 году здесь нашли два уникальных зооморфных сосуда, относящихся к 3000 году до нашей эры и предназначавшиеся для употребления вина.
Пьера Разия (Piera Rasia) вместе с коллегами из Университета Ка-Фоскари исследовала человеческие останки из могильника Доглаури, полученные в ходе спасательных археологических раскопок на месте строительства автомобильной дороги. В общей сложности ученые изучили кости из 75 могил, из которых 25 относятся к раннему бронзовому веку (куро-араксская культура), а 52 – к позднему (культура Лгашен-Цителгори). Анализ артефактов, в частности керамики, позволил ученым провести датировку погребений.
Могилы относятся к двум основным типам: простые ямы и ямы, выложенные булыжниками, причем в некоторых случаях выкладка представляет собой целую каменную гробницу. Погребальный инвентарь обычно довольно скромный и стандартизированный. Могилы, выложенные камнями, встречались несколько чаще и, как правило, содержали чуть более богатый набор предметов и большее количество костей.
Результаты исследований показали, что в раннем бронзовом веке в могилах часто хоронили более одного человека (в 57 процентах случаев), причем их количество могло достигать шести. В то же время погребения эпохи поздней бронзы чаще всего одиночные. Ученые смогли обнаружить лишь четыре случая (8 процентов) двойных захоронений. Несмотря на разницу в количестве изученных могил для каждого из периодов, общее число обнаруженных индивидов оказалось примерно равным (52 против 56). Примечательно, что останки детей младше 4–5 лет практически не встречались в выборке.
Археологи отметили, что коллективные захоронения были обычной практикой в период ранней бронзы. Хотя на других могильниках кура-араксской культуры это ранее не фиксировалось. Такие погребения, содержащие останки мужчин, женщин и подростков, захороненных последовательно, по мнению ученых, могут быть связаны с принадлежностью к определенным социальным группам, например, семьям.
Ранее на N + 1 мы уже рассказывали о других погребальных традициях эпохи бронзового века на постсоветском пространстве. Так, захоронения на стоянке Кокен эпохи бронзы оказались схожи с андроновской культурой, а древние сибирские охотники-собиратели назначили лося на роль проводника в загробный мир.
Михаил Подрезов
Она жила примерно 1500 лет назад
Палеогенетики проанализировали ДНК древнего человека, останки которого нашли на острове Ребун. Они определили, что останки принадлежали женщине, умершей примерно 1500 лет назад. Геномное исследование показало, что, вероятнее всего, ее предки происходили из двух популяций: потомков населения Японских островов периода Дзёмон и древних жителей Камчатского полуострова, генетически близких, например, к современным ительменам. Гипотезу о том, что эти две популяции смешивались между собой, ученые уже выдвигали несколько лет назад, когда изучали другой геном с этого же острова. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.