Уязвимые перед косатками китообразные сильнее испугались сонара

Зоологи выяснили, почему одни виды китообразных более чувствительны к шумовому загрязнению, чем другие. Полевые эксперименты показали, что виды, представители которых более уязвимы перед косатками, сильнее боятся антропогенного шума. Например, высоколобые бутылконосы в ответ на сигналы косаток или шум сонара полностью прекращают кормление. В то же время более крупные кашалоты реагируют на эти звуки намного спокойнее. Результаты исследования, опубликованные в статье для журнала Proceedings of the National Academy of Sciences, позволят выявлять наиболее чувствительные к антропогенному шуму виды китообразных.

Морские обитатели все чаще сталкиваются с антропогенным шумом. Он сильно осложняет их жизнь: пугает, мешает общаться с сородичами и не дает услышать хищников и добычу. А самые громкие звуки, в том числе, те, что сопровождают сейсмическую геологоразведку или военные учения, наносят животным прямой физический вред. При этом некоторые виды более чувствительны к антропогенному шуму, чем другие. Например, среди китообразных на него сильнее всего реагируют морские свиньи (Phocoenidae) и клюворылы (Ziphiidae). В условиях шумового загрязнения они нередко перестают кормиться, что отрицательно сказывается на их физическом состоянии.

Команда зоологов под руководством Патрика Миллера (Patrick J. O. Miller) из Сент-Эндрюсского университета решила выяснить, от чего зависит чувствительность китообразных к антропогенному шуму. Исследователи предположили, что представители видов, которые более уязвимы перед хищниками, чаще воспринимают антропогенные звуки как угрозу и, услышав их, перестают кормиться. Более крупные и способные себя защитить виды должны реагировать на шум не так сильно.

Чтобы проверить эту идею, Миллер и его соавторы в 2008–2017 годах провели ряд полевых экспериментов с четырьмя видами китообразных, обитающих в Северной Атлантике. В их число вошли кашалот (Physeter macrocephalus), горбатый кит (Megaptera novaeangliae), обыкновенная гринда (Globicephala melas) и высоколобый бутылконос (Hyperoodon ampullatus). Исследователи помечали животных датчиками, фиксирующими звуки, давление и ускорение. После этого им проигрывали шум сонара частотой от одного до четырех килогерц или звуковые сигналы косаток (Orcinus orca) из популяций, которые охотятся на морских млекопитающих. В общей сложности в исследование включили 43 особи.

Анализ активности кашалотов, горбачей, гринд и бутылконосов показал, что представители всех четырех видов сокращают активность кормления, когда слышат шум сонара или звуковые сигналы косаток. При этом, когда в дополнительном эксперименте гриндам проиграли сигналы косаток из рыбоядной популяции, те продолжили кормиться как обычно.

Сильнее всего на шум сонара и сигналы косаток реагируют бутылконосы. Услышав эти звуки, они почти полностью прекращают искать пищу. Это связано с тем, что из всех исследованных видов бутылконосы хуже всего защищены от косаток и могут лишь уплыть от них. Реакция горбатых китов и живущих группами гринд выражена слабее. Наименее чувствительными оказались кашалоты, которые благодаря крупным размерам хорошо защищены от косаток: в ответ на посторонние шумы они сокращали время кормления лишь на 50 процентов. Как и ожидали исследователи, чем интенсивнее представители вида реагируют на сигналы косаток, тем сильнее их реакция на сонар.

Миллер и его коллеги отмечают, что полученные ими результаты можно использовать, чтобы выявлять наиболее уязвимые к шумовому загрязнению виды китообразных. Помимо клюворылов, к ним могут относиться морские свиньи, нарвалы (Monodon monoceros), белухи (Delphinapterus leucas), северные малые полосатики (Balaenoptera acutorostrata) и сейвалы (Balaenoptera borealis).

Ранее мы рассказывали о том, что шум катеров с двигателями внутреннего сгорания отрицательно сказывается на самках короткоплавниковых гринд (Globicephala macrorhynchus) с детенышами. Зоологи выяснили, что в ответ на приближение такого судна гринда-мать сокращает время отдыха на 29 процентов, а время кормления отпрыска молоком — на 81 процент. Подобные изменения могут заметно сократить шансы юного дельфина на выживание. Для сравнения, катера с более тихими электрическими двигателями не оказывают значительного воздействия на поведение гринд.

Нового геккона из Индии назвали в честь ван Гога