Шум катеров с двигателями внутреннего сгорания отрицательно сказывается на самках гринд с детенышами. Зоологи выяснили, что в ответ на приближение такого судна гринда-мать сокращает время отдыха на 29 процентов, а время кормления отпрыска молоком — на 81 процент. Подобные изменения могут заметно сократить шансы юного дельфина на выживание. Для сравнения, катера с более тихими электрическими двигателями не оказывают значительного воздействия на поведение гринд. В статье для журнала Scientific Reports авторы исследования выражают надежду, что полученные ими результаты будут учтены при организации наблюдений за китами и дельфинами.
Китобойный промысел ушел в прошлое в большинстве стран мира. Его сменила новая индустрия: организация наблюдений за китообразными в дикой природе. Считается, что внимание людей не слишком мешает этим морским млекопитающим — если, конечно, суда с туристами не подплывают к ним слишком близко. Однако моторы катеров и лодок часто производят сильный шум, к которому киты и дельфины очень чувствительны. Таким образом, даже если туристическое судно с бензиновым двигателем находится на безопасном расстоянии от дельфина или кита, теоретически тот все равно может испытывать стресс.
Команда исследователей во главе с Патрисией Арранс (Patricia Arranz) из Университета Ла-Лагуна решила проверить это предположение на примере короткоплавниковых гринд (Globicephala macrorhynchus) из изолированной популяции, которая населяет воды вокруг острова Тенерифе в составе Канарского архипелага и насчитывает около 250 особей. Поскольку гринды держатся вокруг острова круглый год, их довольно легко увидеть. Неудивительно, что на Тенерифе сильно развита индустрия наблюдений за этими крупными дельфинами. В 2018 году здесь насчитывалось 48 компаний, которые специализировались на этой деятельности. В общей сложности они владели 68 судами.
В 2020-2021 годах Арранс и ее коллеги провели в водах у западного побережья Тенерифе ряд полевых экспериментов. Обнаружив отдыхающих у поверхности моря гринд-самок с детенышами (они обычно находились в сопровождении небольшой группы сородичей), ученые приближались к ним на катере, оснащенном двумя бензиновыми либо двумя более тихими электрическими двигателями. Их громкость составляла до 150 децибел и до 140 децибел соответственно.
Авторы соблюдали правила наблюдений за китами и дельфинами, установленные на Канарских островах: не подплывали к гриндам менее чем на 60 метров и не развивали скорость выше 7,4 километра в час. Начав движение в 200 метрах от самки с детенышем, катер проходил мимо них по дуге на скорости около трех километров в час и останавливался, преодолев еще 200 метров. При этом к некоторым особям ученые приближались лишь на 200 метров — они составили контрольную группу. Во всех случаях поведение гринд записывалось на видео с помощью дрона в течение 15 минут.
В общей сложности Арранс и ее соавторам удалось понаблюдать за 36 гриндами-матерями с детенышами. Самки из контрольной группы отдыхали на протяжении 83 процентов времени. Когда к гриндам-матерям подплывали на катере с относительно тихими электродвигателями, они немного сокращали время отдыха до 73 процентов, а шум бензиновых двигателей уменьшал это значение до 59 процентов (то есть на 29 процентов). Детеныши в целом посвящали отдыху меньше времени, чем их матери (54 процента времени в контрольной группе), и авторам не удалось подтвердить, что эта доля снижалась из-за шума двигателей.
Самки из контрольной группы кормили детенышей молоком на протяжении 27 процентов времени. Проход судна на электрической тяге недостоверно сокращал эту долю до 16 процентов. Однако когда к гриндам подплывал катер с бензиновыми двигателями, доля посвященного кормлению времени падала до пяти процентов, что на 81 процент меньше, чем в контрольных условиях. При этом присутствие судна не оказывало влияния на долю времени, которую самки посвящали погружениям, а также на частоту дыхания матери и детеныша.
Анализ показал что шум бензинового двигателя вызывает у самок гринд беспокойство, мешает им отдыхать и значительно сокращает время, которое они тратят на кормление детеныша. Авторы полагают, что эти изменения отрицательно сказываются на состоянии матерей и их потомства: первые тратят больше энергии, а вторые получают меньше пищи. В конечном счете это может отрицательно сказаться на выживаемости юных дельфинов. Похожие результаты ранее были получены для серых дельфинов (Grampus griseus) у Азорских островов и афалин (Tursiops truncatus) в Новой Зеландии: представители обоих этих видов сокращали время отдыха по вине туристических судов (хотя в этих работах уровень шума не оценивался). В то же время шум электрического двигателя почти не сказался на поведении гринд.
Арранс и ее коллеги отмечают, что ради безопасности дельфинов и китов необходимо ограничивать шум, производимый туристическими судами, уровнем в 150 децибел. Один из способов добиться этого — перевести их на более тихие электрические двигатели.
Антропогенный шум становится все более серьезной проблемой для обитателей океанов. Например, шум моторных лодок заглушает любовные песни средиземноморских рыб-жаб (Halobatrachus didactylus). В результате им труднее услышать потенциальных партнеров и конкурентов.
Сергей Коленов
Виной всему масштабное и преждевременное таяние морского льда
Четыре из пяти колоний императорских пингвинов в центральной и восточной части моря Беллинсгаузена не смогли вывести птенцов в 2022 году. Виной всему масштабное таяние льда, которое началось до того, как молодые особи успели опериться. В результате несколько тысяч птенцов пингвинов, скорее всего, утонули, а их родители покинули колонии. Как отмечается в статье для журнала Communications Earth & Environment, ученые впервые сталкиваются с провалом размножения у императорских пингвинов в пределах целого региона. Однако в будущем из-за антропогенных изменений климата такое будет происходить все чаще, что ставит будущее вида под угрозу. Императорские пингвины (Aptenodytes forsteri) выводят потомство в колониях, расположенных на морском льду вокруг Антарктиды. Они прибывают к местам размножения с конца марта по апрель, а в мае-июне откладывают яйца, из которых спустя два месяца вылупляются птенцы. Пингвинята растут медленно и оперяются только в декабре-январе. Таким образом, чтобы успешно вырастить птенцов, императорским пингвинам необходим стабильный ледовый покров с апреля по январь. Однако, по прогнозам ученых, из-за антропогенных изменений климата площадь льдов вокруг Антарктиды к концу века сильно сократится. В результате более девяноста процентов колоний императорских пингвинов лишатся подходящих мест для размножения, перестанут поддерживать свою численность и исчезнут. Команда орнитологов под руководством Питера Фретуэлла (Peter T. Fretwell) из Британской антарктической службы обнаружила, что по крайней мере в одном регионе Антарктиды императорские пингвины уже в наши дни испытывают серьезные проблемы из-за потери морского льда. Речь о море Беллинсгаузена, которое лежит к западу от Антарктического полуострова. В его центральной и восточной части расположены пять колоний императорских пингвинов, самая большая из которых насчитывает около 3500 пар, а самая маленькая — около 630 пар. Все они были открыты в течение последних 14 лет благодаря изучению спутниковых снимков — и лишь одну из них посещали ученые. В конце 2022 года, когда площадь ледового покрова вокруг Антарктиды находилась на рекордно низком уровне, некоторые части моря Беллинсгаузена начали оттаивать неожиданно рано и уже к ноябрю полностью очистились ото льда. Чтобы понять, как это сказалось на птенцах пингвинов, которые в это время года как раз переходят к самостоятельной жизни, Фретуэлл и его соавторы обратились к спутниковым снимкам всех пяти местных колоний. Исследователи искали на них коричневые пятна, соответствующие пингвиньему помету — по их площади можно судить о численности и успехе размножения колонии. В результате выяснилось, что из-за раннего исчезновения морского льда императорским пингвинам из большинства колоний в море Беллинсгаузена не удалось вывести потомство в 2022 году. Вероятно, птенцы в этих колониях не успели обзавестись водонепроницаемым оперением до того, как лед растаял, в результате чего утонули или умерли от переохлаждения, а их родители просто покинули колонии. Авторы оценивают потери в несколько тысяч молодых особей. В частности, вокруг колонии у острова Смайли, состоящей из примерно 3500 пар, припай разрушился на две недели раньше срока. Из-за этого часть местных пингвинов перебрались на большой айсберг, однако удалось ли выжить кому-то из птенцов, неизвестно. Колонию в заливе Верди осенью прибыло меньше особей, чем обычно — и даже они покинули ее после разрушения морского льда в конце октября — начале ноября. Колония Пфрогнер-Поинт, которая находилась на шельфовом леднике, также исчезла в начале ноября. А месяцем позже похожая судьба постигла колонию Брайант-Кост — после таяния многолетнего припая, на котором она располагалась. Исключение составила лишь небольшая колония у острова Ротшильда. Вокруг него ледовый припай начал разрушаться лишь в конце декабря, благодаря чему около 800 птенцов успели подрасти и опериться (эта цифра была получена во время облета колонии на вертолетах круизного лайнера). Судя по всему, таяние льда около острова Ротшильда замедлилось благодаря особенностям ландшафта и наличию айсбергов вокруг него. Фретуэлл и его соавторы отмечают, что отдельные колонии императорских пингвинов время от времени терпят неудачи, когда морской лед рушится под воздействием сильных штормов. Однако исследователи этого вида никогда не сталкивались с полным провалом размножения у большинства колоний в целом регионе. Более того, до сих пор в море Беллинсгаузена был известен всего один пример, когда колония не смогла вывести ни одного птенца за сезон. В теории императорские пингвины после неудачного года могли бы переместить колонию туда, где ледовые условия более надежны. Однако в море Беллинсгаузена таких мест почти нет. Экстремально низкая площадь антарктического льда в 2022-2023 годах не обязательно напрямую связана с антропогенными изменениями климата (поскольку она сильно колеблется от года к году). Возможно, эта аномалия лучше объясняется тремя подряд годами Ла-Ниньи. Тем не менее, по прогнозам климатологов, по мере того, как планета нагревается, площадь льда вокруг Антарктиды будет сокращаться. А значит, императорские пингвины все чаще будут испытывать серьезные проблемы с размножением, что поставит существование этого вида под угрозу. Магеллановы пингвины (Spheniscus magellanicus), которые обитают на побережьях Южной Америки, тоже страдают от антропогенных изменений климата. Однако для них проблемой стало не отсутствие льда (его в местах их обитания никогда не бывает), а участившиеся волны жары, которые убивают взрослых особей в период размножения. По расчетам зоологов, из-за все более жаркой погоды крупнейшая колония магеллановых пингвинов, расположенная на атлантическом побережье Аргентины, исчезнет в течение ближайших пятидесяти лет.