Палеопатологи исследовали с помощью компьютерной томографии 21 древнеегипетскую детскую мумию. Они обнаружили на костях большинства индивидов многочисленные свидетельства задержек роста – линии Гарриса и гиперостоз. Кроме того, ученые впервые зафиксировали с помощью методов палеорадиологии, что древний египтянин отравился свинцом. Им оказался мальчик, который умер в возрасте семи–девяти лет. Об этом сообщается в статье, опубликованной в International Journal of Osteoarchaeology.
Развитие палеорадиологии, то есть исследований биоархеологических материалов с помощью современных методов визуализации – рентгенографии, компьютерной и магнитно-резонансной томографии, трехмерной реконструкции и некоторых других технологий, внедренных в медицинскую практику в конце минувшего столетия, позволило ученым существенно продвинуться в изучении древних мумий. Дело в том, что традиционное патолого-анатомическое исследование мумифицированных тканей не только приводит к порче важных находок, но и физически трудно выполнимо из-за сухости и жесткости таких останков. Напротив, палеорадиология позволила узнать многое о жизни и смерти древних людей, например, об Этци, подробно прочитать о котором можно в нашем материале «Из пропасти во льду».
С помощью рентгенографии или томографии костей палеопатологи, в частности, фиксируют так называемые линии Гарриса (трансверзальные линии). Они представляют собой поперечно ориентированные костные пластинки в области ростовой зоны длинных костей. Эти патологии образуются во время задержки роста организма и выступают в качестве индикатора эпизодического стресса, например, резкого голодания или лихорадочного состояния. Так, недавно линии Гарриса были обнаружены в ходе исследования останков скифской девочки-воина.
Штефани Панцер (Stephanie Panzer) из Травматологической клиники Мурнау совместно с коллегами из Германии, Италии и США исследовала с помощью компьютерной томографии 21 древнеегипетскую детскую мумию, которые хранятся в немецких (n = 18), итальянском (n = 1) и швейцарском (n = 2) музеях. Ученые решили выяснить, какие свидетельства эпизодического стресса присутствуют на костях этих индивидов. Самая старая из этих мумий относится к Древнему царству (около 2686–2160 годам до нашей эры). Но большинство находок датированы эллинистическим (332–30 годы до нашей эры) и римским (30 год до нашей эры – 395 год нашей эры) периодами.
Палеопатологи отметили, что возраст детей на момент смерти составлял от 1 до 12–14 лет. Двенадцать из них оказались мальчиками, семь – девочками. Еще в двух случаях определить пол не удалось. Ученые сконцентрировали свое внимание на выявлении линий Гарриса на метафизах и диафизах длинных костей конечностей и гиперостоза (bone-within-bone) позвонков, костей таза и ног.
В результате исследования палеопатологи обнаружили, что линии Гарриса присутствуют у 18 индивидов (86 процентов). Этот показатель существенно выше, нежели ранее ученые наблюдали во взрослых древнеегипетских мумиях, где линии Гарриса присутствовали примерно у половины индивидов. В девяти случаях они обнаружили индикаторы стресса как на метафизах, так и на диафизах, что свидетельствует о двух эпизодах нарушений роста. На костях 11 индивидов также наблюдался гиперостоз.
Исследователи не нашли никаких специфических патологий, которые могли бы объяснить появление индикаторов стресса у этих детей. Однако в одном случае они обнаружили свидетельства отравления свинцом, которое отразилось на костях рядом с коленом, плечевой и лучевой костях. Эти останки принадлежали мальчику семи–девяти лет, который жил в эллинистический или римский период. По данным палеопатологов, это первый древний египтянин, чье отравление свинцом было обнаружено с помощью методов палеорадиологии.
Ранее на N + 1 рассказывали о других результатах исследований этих мумий. Так, ученые обнаружили у трех детей свидетельства перенесенных гнойных инфекций: синусита, паратонзиллярного (или парафарингеального) абсцесса, целлюлита и септического артрита.
Михаил Подрезов
ДНК выделили из десятитысячелетних останков
Палеогенетики прочитали геномы 13 жителей Южной Африки, в том числе древнейший на сегодняшний день геном южного африканца, который жил около десяти тысяч лет назад. Ученые пришли к выводу, что генофонд популяции охотников-собирателей этого региона на протяжении почти всей эпохи голоцена оставался стабильным, а поток генов из других частей Африки начался не раньше 1300 лет назад — после так называемой миграции банту. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Ecology & Evolution.