Ананасовые плантации навредили редким зимородкам с острова Мангаиа сильнее инвазивных майн

Рыжешейные альционы, эндемичные зимородки с тропического острова Мангаиа, не слишком страдают от завезенных майн, которые прежде считались их главными врагами. К такому выводу пришли орнитологи после первой за двадцать с лишним лет оценки численности обоих видов. Исследователи выяснили, что за прошедшие годы на острове стало больше и альцион, и майн. Судя по всему, главной проблемой для редких зимородков являются вовсе не пернатые вселенцы, а сведение лесов под выращивание ананасов. К счастью, в 1980 годах эта индустрия пережила крах, леса на острове больше не вырубают, а заброшенные плантации начали зарастать. В результате численность альцион выросла в несколько раз. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Oryx.

Обыкновенные майны (Acridotheres tristis) хорошо знакомы каждому, кто когда-нибудь был в Средней Азии, Индии или Юго-Восточной Азии. Эти представители семейства скворцовых (Sturnidae) отлично приспособились к жизни рядом с людьми. Они охотно гнездятся даже в крупных городах.

Благодаря человеку майнам удалось существенно расширить ареал и заселить Ближний Восток, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, Флориду и многие острова Индийского и Тихого океана. Это стало плохой новостью для многих местных видов птиц. Дело в том, что майны гнездятся в дуплах и других полостях, которых и так обычно не хватает для всех желающих. Они занимают их раньше местных птиц, лишая тех возможности продолжить род. В результате численность целого ряда видов сократилась из-за конкуренции за дупла с агрессивными пернатыми вселенцами. Неудивительно, что специалисты включили обыкновенных майн в список ста самых опасных инвазивных видов.

Одним из видов, пострадавших от распространения майн, считается рыжешейная альциона (Todiramphus ruficollaris). Этот яркий зимородок обитает исключительно в лесах тихоокеанского острова Мангаиа, самого южного среди Островов Кука. Согласно предыдущим исследованиям, численность рыжешейных альцион заметно сократилась после появления на острове майн, которых завезли сюда в 1960 годах для борьбы с палочниками Graeffea crouanii, вредителями кокосовых пальм. Орнитологи сообщали, что майны нападают на зимородков и мешают им выводить птенцов. Другая проблема, с которой столкнулись рыжешейные альционы — сведение лесов под выращивание ананасов. А вот завезенные на остров крысы им не слишком мешают.

Для спасения рыжешейных альцион специалисты рекомендуют как можно скорее истребить завезенных на Мангаиа майн. Однако до сих пор орнитологи плохо представляли себе, сколько именно зимородков и их конкурентов живет на острове. Последний раз популяцию обоих видов оценивали в середине 1990 годов. Тогда на Мангаиа насчитали 250–750 особей рыжешейных альцион. Отталкиваясь от этих цифр, Международный союз охраны природы отнес данный вид к уязвимым (Vulnerable, VU).

Команда орнитологов под руководством Тома Такера (Tom Thacker) из Университета Отаго решила выяснить, как изменилась популяция альцион со времен последнего учета. В декабре 2018 года исследователи отправились на Мангаиа и до февраля 2019 года подсчитывали зимородков в разных местообитаниях, пользуясь теми же методами, что и их предшественники. В общей сложности Такер и его коллеги преодолели 38 километров и встретили 189 альцион. Экстраполировав полученные результаты на весь остров, авторы пришли к выводу, что на нем живет примерно 4106 зимородков — в несколько раз больше, чем в середине 1990 годов. В основном эти птицы держатся в первичных и вторичных лесах.

Также ученые оценили островную популяцию обыкновенных майн. По их расчетам, на Мангаиа обитает 13350 особей этого вида (для сравнения, в середине 1990 годов их было примерно 8877). Майны предпочитают жить в деревнях и вокруг них, а также во вторичных лесах.

Таким образом, за двадцать с небольшим лет на острове Мангаиа стало больше как аборигенных зимородков, так и инвазивных майн. Это противоречит гипотезе, согласно которой пернатые вселенцы являются главной или хотя бы существенной угрозой для существования рыжешейных альцион. Более того, Такер и его коллеги отметили, что во время конфликтов между зимородками и майнами агрессорами чаще выступают зимородки.

Исследователи полагают, что динамика популяции рыжешейных альцион связана с развитием сельского хозяйства на Мангаиа. Как уже упоминалось выше, долгое время на острове активно сводили лес под выращивание ананасов, что, вероятно, и привело к падению численности зимородков. Однако в 1980 годах эта экономическая отрасль обрушилась. Люди на Мангаиа перестали вырубать лес, забросили ананасовые плантации и позволили им зарастать. Более того, две трети островитян покинули Мангаиа. В результате площадь подходящих для альцион местообитаний расширилась, а численность этих птиц выросла.

По мнению Такера с коллегами, популяция рыжешейных альцион находится в хорошем состоянии, поэтому они рекомендуют понизить природоохранный статус этих птиц. Тем не менее, поскольку данный вид живет на единственном острове, его численность следует оценивать хотя бы раз в пять лет. Что касается майн, то их истребление на острове не требуется.

Ранее мы рассказывали о том, как у принсипийских дроздов (Turdus xanthorhynchus), эндемиков острова Принсипи в Гвинейском заливе, появились необычные враги. Орнитологи выяснили, что гнезда этих редких птиц охотно разоряют завезенные мартышки мона (Cercopithecus mona).

«Пернатые многоженцы: Любовь, браки, измены и разводы в мире птиц»