Практически полное отсутствие мелкого реголита на астероиде Бенну может быть связано с высокой пористостью горных пород, которые лучше противостоят растрескиванию или ударам метеороидов. К такому выводу пришли ученые, проанализировавшие данные спектроскопических наблюдений за астероидом станции OSIRIS-REx. Статья опубликована в журнале Nature.
Околоземный 500-метровый астероид (101955) Бенну стал одним из немногих малых тел Солнечной системы, которое было детально исследовано при помощи космического аппарата, и лишь вторым астероидом, с которого была взята проба грунта. Его исследованиями занималась межпланетная станция OSIRIS-REx, которая за 2,5 года работы картографировала астероид, определила его свойства, выяснила, что Бенну активен, нашла на его поверхности фрагменты астероида Веста и органические вещества, а также проследила ход его эволюции и собрала 400 граммов его вещества, который в 2023 году доставит на Землю.
Группа планетологов во главе с Саверио Камбиони (Saverio Cambioni) из Университета Аризоны решила разобраться, почему поверхность Бенну практически лишена мелкого реголита, но усыпана валунами различных размеров. Для этой цели они проанализировали спектры инфракрасного излучения с поверхности астероида, полученные в разное местное время суток для 122 участков на Бенну в период с апреля по июнь 2019 года. Эти данные позволяют связать температуру поверхности с ее шероховатостью и тепловой инерцией. Чтобы отличить мелкий реголит от горных пород на Бенну ученые применяли методы машинного обучения для возможных комбинаций спектра мелкого реголита и горных пород в зависимости от их содержания в поверхностном слое, шероховатости и тепловой инерции.
Ученые обнаружили обратную корреляцию между локальным содержанием частиц реголита размером менее сантиметра и пористостью горных пород. Они пришли к выводу, что накопление реголита идет неэффективно там, где породы являются высокопористыми — в этом случае падения метеороидов не могут их сильно раздробить, а термическое растрескивание происходит медленнее, чем в более плотных породах. Исследователи заключили, что залежи реголита редко встречаются на углеродистых астероидах (С-тип), которые являются наиболее многочисленным типом астероидов, а вот на каменистых астероидах (S-тип), которые являются второй по численности группой астероидов, реголит будет присутствовать в изобилии.
Ранее мы рассказывали о том, как Бенну оказался главным претендентом на столкновение с Землей.
Александр Войтюк
Его создала сверхмассивная черная дыра
Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» обнаружил мощный отток нейтрального и ионизированного газа из далекой массивной галактики COSMOS-11142. Его нельзя объяснить звездообразованием или слияниями галактик, скорее всего, он возник из-за активности сверхмассивной черной дыры. Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org. Считается, что крупномасштабные оттоки вещества из галактик, порождаемые активностью их центральных сверхмассивных черных дыр, играют фундаментальную роль в деле подавления (или тушения) процесса звездообразования в массивных галактиках. Однако прямых наблюдательных доказательств этой гипотезы до сих пор нет, особенно в случае ранней Вселенной, где тушение звездообразования могло происходить очень быстро, что требует удаления газа, а не его нагрева. Ранее в массивных далеких галактиках наблюдались лишь оттоки ионизированного газа, оттоки нейтрального или молекулярного газа при больших значениях красного смещения регистрировались лишь для галактик со вспышкой звездообразования и квазаров. Группа астрономов во главе с Сирио Белли (Sirio Belli) из Болонского университета сообщила об обнаружении сильного оттока газа из массивной далекой галактики COSMOS-11142 при помощи инструментов NIRSpec, NIRCam и MIRI космического телескопа «Джеймс Уэбб». COSMOS-11142 представляет собой массивную (звездная масса около 1010,9 масс Солнца) галактику, характеризующуюся красным смещением 2,445 и эффективным радиусом около двух тысяч световых лет. Галактика находится в фазе быстрого тушения ранее действовавшей вспышки звездообразования. Темпы оттока нейтрального и ионизированного газа из галактики составляют около ста и одной солнечной массы в год, соответственно, что больше, чем типичные значения оттоков для галактик, образующих звезды, в тот период. В основном из галактики истекает нейтральный газ, при этом нет свидетельств того, что отток вызван процессами звездообразования или событием крупного слияния галактик. Ученые считают, что за отток газа ответственна центральная сверхмассивная черная дыра, о наличии которой свидетельствуют свойства эмиссионных линий ионизированного газа в спектре. При этом сама черная дыра не демонстрирует сейчас заметную активность в рентгеновском или радиодиапазонах. Таким образом, сверхмассивные черные дыры действительно способны быстро подавлять звездообразование в массивных галактиках за счет выброса нейтрального газа прочь из галактики. Ранее мы рассказывали о том, как «Джеймс Уэбб» подтвердил открытие рекордно далекой массивной спокойной галактики.