Японская компания A.L.I. Technologies показала первый полет ховербайка XTurismo. Он работает на основе двигателя внутреннего сгорания и может проводить в воздухе до 40 минут. Стоимость ховербайка составляет около 48 миллионов рублей, а первые аппараты передадут клиентам в первой половине 2022 года.
За последние несколько лет десятки компаний начали разрабатывать небольшие летательные аппараты с вертикальным взлетом и конструкцией мультикоптера, предназначенные для перевозки одного или нескольких человек. В основном это аэротакси, которые будут в беспилотном режиме перевозить людей в пределах города или недалеко за его пределы. Но есть и индивидуальные мультикоптеры для ручного скоростного полета: это либо закрытые гоночные дроны, либо ховербайки с открытым корпусом, на котором пилот сидит как на мотоцикле. Таких проектов пока намного меньше, чем аэротакси, и поскольку типичный подход к их созданию пока не выработан, почти всегда новые аппараты этих классов привносят оригинальные технические решения.
A.L.I. Technologies несколько лет разрабатывала сравнительно большой ховербайк XTurismo и в конце октября провела первую публичную демонстрацию его полета. Ховербайк имеет размеры 3,7 метра в длину и 2,4 метра в ширину. Он выделяется на фоне аналогов гибридной конструкцией. Ранее в ховербайках использовалась либо схема с двумя огромными винтами по центру машины, как у Aero-X или Колина Фёрза, либо классическая схема квадрокоптера с четырьмя винтами по углам, которую использует российская Hoversurf. Конструкторы XTurismo совместили оба подхода: у него есть два больших винта в передней и задней частях корпуса, и четыре небольших по углам. Вероятно, большие винты отвечают за создание практически всей подъемной силы, а боковые помогают маневрировать. Во время испытаний на гоночной трассе пилот поднял ховербайк в воздух и продемонстрировал базовые маневры.
В XTurismo используется комбинация из двигателя внутреннего сгорания и аккумуляторов. Они позволяют аппарату находиться в воздухе до 40 минут, что довольно много для аппаратов такого типа. Ховербайк может разгоняться до 100 километров в час и взлетать с пилотом или грузом массой до 100 килограмм. Он поступит в продажу в первой половине 2022 года и будет стоит 77,7 миллиона йен — около 48 миллионов рублей.
В 2019 году американская компания JetPack Aviation объявила о начале разработке скоростного ховербайка с реактивными двигателями, который сможет разгоняться до 240 километров в час.
Григорий Копиев
Управлять им может один человек
Инженеры из немецкого стартапа FORMIC Transportsysteme разработали полуавтоматическую систему для транспортировки тяжелых крупногабаритных грузов. Ее основной компонент — шестиколесные роботизированные платформы, каждая из которых способна перевозить на себе до 2,5 тонн груза. Несколько робоплатформ могут объединяться в единую группу с грузоподъемностью до 37,5 тонн, автоматически отслеживая и синхронизируя движения между собой, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Когда в ограниченном пространстве производственного цеха требуется переместить объект, который имеет большие габариты и массу (крупногабаритный станок или другое тяжелое промышленное оборудование), то в такелажных работах задействуют подкатные роликовые системы перемещения. Они представляют собой отдельные небольшие тележки на роликах с плоской опорой для груза сверху. Несколько тележек подкатываются под груз и каждая принимает часть общей массы на себя. Однако существенным минусом такого подхода остается необходимость вручную контролировать дальнейшее перемещение груза. Инженеры из стартапа FORMIC Transportsysteme, созданного на базе Технологического института Карлсруэ, разработали роботизированный вариант подкатных платформ, с помощью которых можно автоматизировать процесс перемещения массивных крупногабаритных грузов. Каждая платформа представляет собой отдельного самодвижущегося робота на шести колесах — по три с каждой стороны. Благодаря такой конструкции робоплатформа способна двигаться вперед, назад, разворачиваться на месте, а также преодолевать небольшие неровности, встречающиеся на пути. https://www.youtube.com/watch?v=6JOdteRghJg Самостоятельно каждая платформа системы может перемещать на себе груз массой до 2,5 тонн и может поднимать грузы, расположенные на минимальной высоте от пола около 25 мм. Отдельные платформы способны объединяться в группу и действовать совместно как единое целое. В этом случае модули отслеживают и синхронизируют свое взаимное положение и перемещение с помощью встроенных видеокамер, а также обмениваясь радиосигналами. Управляет системой оператор с помощью пульта с джойстиками, на экране которого отображается текущее положение всех модулей, а также их взаимная ориентация относительно друг друга. К примеру, можно заставить платформы повернуть груз на месте вокруг вертикальной оси, проходящей через выбранную оператором точку. Для того чтобы выполнить эту команду, все составляющие группу модули автоматически разворачиваются на месте на нужные углы таким образом, чтобы их совместное движение в результате приводило к повороту установленного на них объекта вокруг заданной точки. Благодаря этому можно совершать точные маневры с грузом в ограниченном пространстве. https://www.youtube.com/watch?v=sKYYZj0_y0g На данный момент максимальное возможное число модулей в рое ограничено пятнадцатью из соображений безопасности управления ими, но в будущем количество может быть увеличено. Общая грузоподъемность пятнадцати робоплатформ составляет 37,5 тонн, однако, по словам разработчиков, для большинства работ будет достаточно трех, а управлять перемещением груза может один человек. Старт продаж системы должен начаться в этом году. А вот если груз упакован в контейнеры массой не более 25 килограмм, то не исключено, что работу с таким грузом в недалеком будущем можно будет доверить человекоподобному роботу Apollo, разрабатываемому американской компанией Apptronik. Несмотря на то, что Apollo позиционируется как робот общего назначения, на первое время его основной деятельностью должна стать работа с грузами на складах и в производственных помещениях.