Шведская компания Jetson представила пилотируемый мультикоптер, способный разгоняться до 102 километров в час. У дрона есть лидары, помогающие избегать столкновений, и парашют, а мощность двигателей позволяет продолжить полет в случае поломки одного из них. Компания намерена начать мелкосерийное производство в 2022 году и продавать аппараты за 92 тысячи долларов.
Среди обычных беспилотных дронов есть большой класс гоночных FPV-дронов, которые позволяют летать на высокой скорости и выполнять впечатляющие трюки. Большую часть из них самостоятельно собирают энтузиасты, но уже стали появляться и серийные аппараты, в том числе и от известных производителей дронов. С мультикоптерами, которые перевозят людей, ситуация иная — уже есть немало моделей, рассчитанных на полеты одного или нескольких людей, но практически всегда это аэротакси, летающие на автопилоте в заданную точку, например, такой дрон есть у EHang.
Проекты пилотируемых дронов это пока либо единичные прототипы от инженеров-любителей, либо проекты от компаний (1, 2), которые летают еще без людей. Также в 2018 году Kitty Hawk представила одноместный пилотируемый дрон, но она собиралась продавать его только юридическим лицам, а спустя два года закрыла проект.
Компания Jetson представила одноместный гоночный дрон Jetson ONE, который сможет приобрести любой желающий, и продемонстрировала его испытания. Дрон выполнен в виде кабины с четырьмя плечами. На конце каждого плеча установлено по два электромотора с большими открытыми винтами. Масса дрона составляет 86 килограмм, а максимальная масса пилота — 95 килограмм.
Дрон управляется вручную с помощью джойстика и рычага управления тягой. При этом у него также есть и система отслеживания рельефа и препятствий, сканирующая пространство вокруг с помощью лидаров. Помимо этого у дрона есть и другие способы обеспечения безопасности: тройное резервирование бортового компьютера и возможность полета без одного винта, а также аварийный баллистический парашют, автоматически выбрасываемый в случае неконтролируемого падения.
Производитель утверждает, что дрон способен разгоняться до 102 километров в час, причем это программное ограничение, а технически его возможности выше. На одном заряде Jetson ONE способен летать 20 минут. Стоимость дрона составляет 92 тысячи долларов. Первые 12 аппаратов компания планирует поставить в 2022 году.
В прошлом году дочерняя компания Toyota продемонстрировала первый полет своего одноместного дрона. Она тоже планирует воплотить его в серийном виде, но, судя по формулировкам на ее сайте, этот дрон нельзя будет купить для личного пользования.
Григорий Копиев
Гексакоптер оснащен двумя взлетно-посадочными платформами для квадрокоптеров
Инженеры из Сколтеха разработали гибридный гексакоптер MorphoLander, который выступает в роли передвижного аэродрома для дронов меньшего размера. MorphoLander не только летает, но и может ходить по неровной поверхности при помощи четырех ног. В верхней части корпуса расположены две взлетно-посадочные платформы для микродонов. Дрон может пригодиться для инспекции объектов и поиска пострадавших во время стихийных бедствий, говорится в препринте на arXiv.org. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Дроны отлично подходят для выполнения задач поиска, инспекции и мониторинга, но потребляют много энергии и не могут долго находиться в полете. Одним из способов преодолеть это ограничение стала разработка дронов гибридной конструкции, которые могут не только летать, но и передвигаться по земле, например, с помощью колес или ног. Несмотря на то, что такой подход позволяет продлить время работы за счет менее энергозатратного способа передвижения по поверхности, продолжительность полета гибрида и его эффективность часто снижается из-за дополнительного веса. Инженеры под руководством Дмитрия Тетерюкова (Dzmitry Tsetserukou) из Сколтеха предложили использовать громоздкий дрон в качестве носителя для дронов поменьше. Тогда большой дрон выступает в роли передвижного «улья», который в нужный момент выпускает рой маленьких дронов, способных более эффективно выполнить задачу на большой территории за счет совместной работы. Разработанный прототип под названием MorphoLander представляет собой гексакоптер с четырьмя ногами, каждая из которых имеет три степени свободы. С их помощью дрон может передвигаться по неровной поверхности. Масса гибрида немного больше 10 килограмм. Встроенного аккумулятора хватает на 12 минут полета. Сверху на корпусе закреплены две посадочные платформы диаметром 20 сантиметров, на которые могут садиться микродроны. Чтобы микродронам (инженеры использовали Crazyflie 2.1 массой 27 грамм) было проще садиться на MorphoLander, материнский дрон с помощью алгоритма стабилизации старается удерживать горизонтальное положение платформ, подстраивая высоту ног под неровности поверхности. Посадка микродронов происходит под управлением алгоритма машинного обучения, его обучение с подкреплением проходило в симуляторе на платформе игрового движка Unity, который позволяет имитировать физику, с использованием пакета машинного обучения Unity ML Agents. Обученный алгоритм посадки затем испытали в трех сценариях с участием реальных дронов. В первом два микродрона должны были взлетать с расстояния полутора метров от MorphoLander и затем садиться на его платформы. Среднее значение отклонения от центра платформы в этом сценарии составило всего около 5,5 миллиметра. Во втором сценарии микродроны должны были садиться на материнский дрон, стоящий на неровной поверхности. В этом случае ошибка возросла и составила 25 миллиметров. Третий сценарий имитировал реальное применение: микродроны взлетали с платформ, в то время как MorphoLander отходил от места взлета на некоторое расстояние, после чего микродроны должны были сесть обратно. Среднее значение отклонения от центра 20-сантиметровой платформы составило 35 миллиметров. В будущем инженеры планируют увеличить точность и устойчивость алгоритма управления микродронами за счет контроля тяги отдельных винтов. https://www.youtube.com/watch?v=fV8_Ejy81s8&t=1s Совместная работа помогает роботам справляться с более трудными задачами. К примеру японские инженеры разработали систему из работающих в паре дрона и наземного робота. Они соединены друг с другом тросом, что позволяет наземного дрону взбираться на более крутые подъемы. Для этого дрон закрепляет трос на вершине, после чего наземный робот натягивает его с помощью лебедки и поднимается наверх.