Компания Alauda Aeronautics провела летные испытания гоночного октокоптера Airspeeder Mk3 в пустыне Австралии, но пока в беспилотном режиме. Как сообщает Techcrunch, первые три беспилотные гонки летающей машины пройдут в этом году, а в 2022 году в ее кабине должен появиться пилот.
Соревнования и виртуальные гонки на дронах сегодня проходят на небольших беспилотных квадрокоптерах. Ими управляют пилоты в FPV-очках, которые транслируют вид с камеры на дроне. А вот гонки на пилотируемых мультикоптерах еще никогда не проводились, известны лишь примеры единичных пилотируемых полетов.
В 2017 году воплотить эту идею решил австралийский стартап Alauda Aeronautics. Он запустил на Kickstarter сбор средств на первые в мире гонки на пилотируемых мультикоптерах и показал ранний прототип аппарата. Потом компания создала еще один прототип, а в феврале показала предварительную беспилотную полномасштабную версию дрона с кабиной пилота.
Airspeeder Mk3 — октокоптер с четырьмя плечами, отходящими от фюзеляжа. На конце каждого из них есть по два противонаправленных ротора. Суммарная мощность роторов — 320 киловатт. Дрон весит 130 килограмм и может разгоняться до 200 километров в час, причем с нуля до 99 километров в час — за 2,8 секунды. Батареи хватает на 15 минут, но ее можно быстро сменить на пит-стопах во время гонки. Благодаря встроенной системе с лидаром, радаром и камерами, гоночный октокоптер будет сам уклоняться от столкновений, обнаружив препятствие на заданном расстоянии от себя.
Первый полет Airspeeder Mk3 прошел в пустыне на юге Австралии. Он прошел в беспилотном режиме. На испытаниях присутствовали представители австралийского Управления безопасности гражданской авиации, которые сертифицировали аппарат. Первые три беспилотные гонки летающей машины тоже запланированы на 2021 год. В них смогут соревноваться до четырех команд, в каждой из которых будет до двух пилотов. До этого две собственные команды Alauda проведут тестовую гонку. Пилот в кабине Airspeeder должен появиться в 2022 году.
Пилотируемый гоночный дрон создает не только Alauda Aeronautics. Ранее мы писали про 12-роторный мультикоптер немецкой компании Drone Champions, который в прошлом году испытали акробатическим полетом.
Василиса Чернявцева
Он плавает со скоростью 2 метра в секунду, а скорость на суше составляет 0,5 метра в секунду
Инженеры разработали беспилотник-амфибию, который может летать, плавать по поверхности воды и ездить по земле. Дрон построен по трикоптерной схеме с тремя соосными парами пропеллеров. Для движения по земле используются три всенаправленных колеса, а для плавания — два водяных винта. Чтобы дрон не утонул, на раме закреплена пенопластовая пластина. Амфибию можно использовать, например, для отбора проб и образцов в разных средах. Доклад, описывающий конструкцию, был представлен в рамках конференции International Conference on Unmanned Aircraft Systems 2023. Вместо нескольких разных роботов для выполнения задач в разных средах иногда проще использовать один универсальный аппарат. Например, для обследования состояния надводных и подводных частей мостов инженеры создали октокоптер, который может летать и плавать, используя для этого одни и те же винты. Также существуют проекты, в которых дроны получают возможность передвигаться по земле с помощью колес или ног. Благодаря этому удается значительно сократить расход энергии, которая очень быстро расходуется во время полета. Инженеры под руководством Димитриса Чайкалиса (Dimitris Chaikalis) из Университета Нью-Йорка совместили в одном дроне возможности передвижения в воздухе, по воде и по земле. Разработанный ими дрон построен по схеме трикоптера. На концах каждого из трех плечей находятся по два соосных трехлопастных пропеллера. Помимо шести воздушных винтов дрон оснащен также двумя водяными. Движение по земле во всех направлениях обеспечивается за счет трех всенаправленных колес. Так как устройство не предназначено для погружения на глубину, для сохранения положительной плавучести в центральной его части расположена пластина из пенопласта. При этом часть рамы дрона с колесами и водяными винтами находится под поплавком и остается погруженной в воду. Для защиты электронных компонентов от воды они помещены в пластиковый герметичный корпус. Управление одиннадцатью актуаторами дрона происходит с помощью двух отдельных полетных контроллеров PixHawk, один из которых отвечает за полет, а второй за езду и плавание. В роли бортового компьютера высокого уровня, отвечающего за навигацию и планирование маршрута, выступает Intel NUC. Заряда аккумулятора емкостью 12 ампер-час хватает на 18 минут полета, максимальная масса которого не превышает десяти килограмм. В испытаниях дрон взлетал с поверхности воды, после нескольких минут полета приземлялся и продолжал движение на колесах. Скорость передвижения по суше составила 0,5 метра в секунду, а по воде — около 2 метров в секунду. Разработчики отмечают и минусы конструкции: пенопласт впитывает воду, его масса увеличивается на 20 процентов в течение 30 минут, проведенных в воде. При этом обратный процесс происходит медленнее — на воздухе потеря 20 процентов дополнительного веса происходит за 100 минут. Этот эффект в будущем будет учтен в системе управления дроном. Другой способ справиться с впитыванием влаги — водоотталкивающее покрытие, однако оно также увеличивает общий вес конструкции. У этого беспилотника, как и у большинства других гибридных дронов, части конструкции, которые используются для передвижения по земле, никак не используются в остальных режимах. Ранее мы писали про дрон-трансформер Morphobot M4, разработчики которого пошли другим путем. Беспилотник может ездить по поверхности как четырехколесный ровер, а в нужный момент трансформируется в полноценный квадрокоптер. При этом обода его колес превращаются в защитные бампера воздушных винтов, расположенных на колесных осях.