Палубный беспилотник-заправщик MQ-25 Stingray впервые дозаправил в воздухе самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-2D Advanced Hawkeye. Как сообщают ВМС США, это произошло во время испытаний 18 августа.
Boeing получила контракт на разработку, производство и проведение испытаний четырех MQ-25 в 2018 году. Беспилотник-заправщик выполнен по классической самолетной схеме с трапециевидным в сечении фюзеляжем и крылом нормальной стреловидности. У его килей большие углы наклона, поэтому в полете они работают и как горизонтальные стабилизаторы. Сопло двигателя MQ-25 плоское, что делает его менее заметным в радиолокационном и инфракрасном спектрах.
Прошлым летом на беспилотник установили заправочное оборудование. Контейнер с системой «шланг-конус» подвесили на пилоне под левой консолью крыла MQ-25. Зимой прошлого года Boeing провел летные испытания беспилотника с заправочным оборудованием и проверил, как оно влияет на аэродинамику летательного аппарата.
MQ-25 впервые дозаправил в воздухе самолет 4 июня. Это был истребитель F/A-18 Super Hornet. Испытания были признаны успешными, и MQ-25 стал первым в истории беспилотником, которому удалось поучаствовать в воздушной дозаправке.
Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения E-2D Advanced Hawkeye начали получать систему воздушной дозаправки в 2019 году. Ее разработкой и испытанием занималась компания Northrop Grumman. Система состоит из оборудования контроля подачи топлива, топливопровода и топливоприемника в виде штанги, установленного над кабиной пилотов. Она должна увеличить продолжительность полета «летающего радара», которая составляет около пяти часов.
Беспилотник MQ-25 дозаправил E-2D в воздухе 18 августа. Полет длился шесть часов и проходил на высоте около трех тысяч метров. E-2D приблизился к беспилотнику на скорости 220 узлов, а затем установил с ним контакт. MQ-25 передал самолету топливо, и испытания были признаны успешными. Испытания беспилотника-заправщика продлятся еще несколько месяцев: он должен продемонстрировать полет в разных режимах, а также взлет и посадку на авианосец. Его производство должно начаться в следующем году.
Для воздушной дозаправки Boeing разрабатывает не только беспилотник, но и самолет-заправщик KC-46A Pegasus. Ранее мы писали, что ему разрешили применять систему «шланг-конус» под центропланом и штангу в оперативных заданиях. Правда, пока в ограниченном режиме.
Василиса Чернявцева
Также компания рассказала об архитектуре двигателя Symphony
На прошедшем Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже американская компания Boom Supersonic рассказала о внутренней конструкции своего будущего сверхзвукового самолета Overture — кроме трех основных компьютеров на борту будет находиться резервный четвертый, а топливная система будет изменять центр тяжести воздушного судна в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Также компания рассказала подробности о разрабатываемом для самолета двигателе Symphony. Компания Boom Supersonic из Колорадо представила концепт пассажирского сверхзвукового самолета Overture в 2016 году. В текущей версии проекта длина фюзеляжа составляет 61 метр, размах крыла 18 метров, а взлетная масса 77 тонн. Самолет оснастят четырьмя двигателями, размещенными в отдельных мотогондолах под крылом. Крыло оживальной формы с дополнительным изгибом вдоль продольной оси фюзеляжа (крыло чайки). В конструкции широко используются композитные материалы для снижения массы и расхода топлива. Overture сможет перевозить от 65 до 80 пассажиров со сверхзвуковой крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров без применения форсажного режима двигателей. Специально для самолета разрабатывают двигатель Symphony, который работает на синтетическом топливе. Перед постройкой полноразмерного прототипа самолета компания планирует отработать ряд технологий на прототипе XB-1 Baby Boom — уменьшенной версии самолета с двуместной кабиной. Размах крыла XB-1 составляет 5 метров, а взлетный вес около 6 тонн. В отличие от полноразмерного прототипа, демонстратор имеет только три двигателя в хвостовой части. Выкатка готового прототипа демонстратора технологий произошла в 2020 году, а первый полет планируется в середине 2023 года. На недавно завершившемся Международном аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже компания Boom Supersonic отчиталась о текущем прогрессе проекта и представила информацию о ключевых деталях конструкции самолета и двигателя. Например, топливная система Overture позволит контролировать положения центра тяжести за счет перераспределения топлива в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Она будет полностью совместима с синтетическим топливом, которое планируется использовать для двигателей Symphony. Гидравлическая система получит тройное резервирование. Управлять самолетом будущему экипажу придется с помощью боковых ручек (сайдстики). Помимо трех основных компьютеров, ответственных за управление на борту будет также резервный четвертый. На этапах взлета и посадки для улучшения обзора, которому мешает длинный заостренный нос самолета, будет использоваться вспомогательная видеосистема, входящая в комплекс бортовой авионики. Шасси самолета позволит использовать взлетно-посадочные полосы большинства современных аэропортов. https://www.youtube.com/watch?v=x6hk9ct9rpw Также на выставке представили новую информацию о внутреннем устройстве турбовентиляторного двигателя Symphony. Двигатель без форсажной камеры и имеет среднюю степень двухконтурности. Его оснастят вентилятором диаметром 183 сантиметра. Компрессор и турбина низкого давления имеют по три ступени, а компрессор высокого давления — шесть. Турбина высокого давления одноступенчатая. Максимальная тяга, развиваемая двигателем, составит около 160 килоньютонов. https://www.youtube.com/watch?v=0Vzt5l3DgHg&t=1s Согласно текущим скорректированным планам компании первый полет Overture должен произойти в 2027 году. Получение сертификата типа запланировано в 2029 году. В данный момент продолжается строительство помещений цеха в Северной Каролине, где планируется производить сборку. К самолету проявляют интерес крупные авиаперевозчики. Так, о своих планах на приобретение в общей сложности нескольких десятков Overture уже заявили такие авиакомпании как American Airlines, United Airlines и Japan Airlines. Подробнее о перспективах нового поколения сверхзвуковых самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».