Перспективный американский палубный беспилотный летательный аппарат — заправщик MQ-25 Stingray в конце 2021 года совершит первые взлет с помощью катапульты и посадку с помощью аэрофинишера. Как сообщает USNI News, эти испытания будут проводиться на наземном комплексе. В 2022-2023 году разработчики планируют начать испытания беспилотника на авианосце.
На авианосце катапульта используется для быстрого разгона летательных аппаратов до взлетной скорости. Благодаря этому самолеты способны взлетать с относительно короткой палубы корабля. Для такого взлета самолет должен быть оборудован более прочной передней стойкой шасси — именно ей летательные аппараты цепляются к тянущей тележке катапульты для разгона.
В свою очередь аэрофинишер представляет собой систему тросов, натянутых над палубой авианосца. Эти тросы концами прикреплены к гидравлическим тормозящим устройствам. При посадке летательный аппарат выпускает специальный крюк — гак — и цепляется им за один из тросов. Аэрофинишер позволяет самолету очень быстро сбросить скорость и остановиться на палубе авианосца.
И взлет с помощью катапульты, и посадка с помощью аэрофинишера требуют упрочнения конструкции летательного аппарата, чтобы она могла выдерживать повторяющиеся нагрузки на протяжении всего срока эксплуатации. Испытания взлетом и посадкой на наземном комплексе с катапультой и аэрофинишером позволяют проверить прочность конструкции летательного аппарата.
В случае с MQ-25 такие испытания также позволят проверить работу бортового вычислительного оборудования, которое управляет беспилотным летательным аппаратом. Кроме того, во время этих же испытаний будет проверяться взаимодействие бортовых систем беспилотника и наземных курсоглисадных систем.
Беспилотник MQ-25 разрабатывается американским авиастроительным концерном Boeing для ВМС США. Аппараты такого типа будут выполнять полеты с авианосцев и производить дозаправку палубных истребителей, значительно увеличивая их дальность действия. При этом MQ-25 позволит освободить другие истребители от выполнения роли самолетов-заправщиков.
MQ-25 выполнен по классической самолетной схеме с трапециевидным в сечении фюзеляжем и крылом нормальной стреловидности. Кили аппарата имеют большие углы наклона, благодаря чему в полете они выполняют и роль горизонтальных стабилизаторов. Сопло двигателя выполнено плоским для уменьшения заметности беспилотника в радиолокационном и инфракрасном спектрах.
19 сентября 2019 года палубный беспилотник совершил первый полет, продолжительность которого составила около двух часов. Специалисты проверили работу систем обмена данными с беспилотником, его устойчивость и управляемость. Первый полет совершил экспериментальный образец аппарата.
В настоящее время Boeing занимается сборкой первых четырех опытных летных образцов MQ-25. После успешного завершения их испытаний концерн может получить контракт на производство еще 68 аппаратов. Общая стоимость проекта MQ-25 оценивается в 13 миллиардов долларов. ВМС США планируют принять на вооружение первые MQ-25 в 2024 году.
Василий Сычёв
Американская компания Northrop Grumman заключила с агентством перспективных оборонных исследований (DARPA) Пентагона контракт на разработку прототипа виртуального помощника для пилотов вертолетов Black Hawk. Он будет встраиваться в их шлемы дополненной реальности.