Ученые определили происхождение фрагментов китайских керамических изделий из фарфора и селадона, найденных в Испании и датируемых X–XI веками. Исследование осколков чаш и изучение географии аналогичных находок на Ближнем Востоке показали, что престижная высокохудожественная китайская керамика попадала в это время во дворцы мусульманских правителей в Испании из Фатимидского халифата не в результате торговых операций, а в качестве даров. Практика подобных подношений, по-видимому, отражает особенности системы связей между различными частями исламского мира в Средиземноморье. Об исследовании сообщает статья в журнале Antiquity.
Селадон и фарфор представляют собой разновидности тонкой керамики, которую отличает от грубой гончарной керамики однородная мелкозернистая структура и низкое водопоглощение. В Европе их традиционно различают по цвету и прозрачности: селадон обладает зеленоватым оттенком и не пропускает свет, фарфор — белый и просвечивает в тонком слое. Технология их изготовления происходит из Китая, где первые изделия из селадона появились в I–II веках нашей эры, а из фарфора — в VI–VII веках. Начало расцвета керамического искусства приходится на эпоху династии Тан (618–906 годы); в это время произведения китайских мастеров стали появляться на Ближнем Востоке и ценились здесь чрезвычайно высоко. Однако Европа с ними еще не была знакома.
С XIII–XIV веков через посредство ближневосточных купцов селадоновые и фарфоровые изделия стали эпизодически попадать в европейские страны, а ввозиться в большом количестве начали лишь после установления прямых морских торговых связей между Европой и Юго-Восточной Азией в XVI веке. Однако еще в 1960-х годах археологи обратили внимание на присутствие фрагментов китайской керамики в археологических памятниках Испании, датируемых X–XI веками. Находки их очень редки, однако показывают, что фарфор поступал в Европу и до XIII века: он эпизодически завозился в Аль-Андалус — мусульманскую Испанию — морем с Ближнего Востока и из Северной Африки.
Для того чтобы определить источник этих предметов, археологи из Великобритании и Китая во главе с Алехандрой Гутьеррес (Alejandra Gutiérrez) из Университета Дарема исследовали 16 самых ранних из обнаруженных в Испании фрагментов изделий из фарфора и селадона. Они были найдены при раскопках в Альмерии, Валенсии, Кульере, Альбаррасине и Сарагосе.
Альмерийские находки представлены в выборке четырьмя черепками от чаш из белого фарфора. Они происходят из местной алькасабы — городской цитадели и резиденции правителя, строительство которой началось в 955 году при кордовском халифе Абд-ар-Рахмане III. В это время Альмерия процветала как крупнейший порт исламской Испании и важный торговый центр Средиземноморья. В начале XI века, после распада Кордовского халифата, Альмерия стала столицей одноименной тайфы (эмирата), в 1091 году потеряла независимость, но продолжала сохранять значение до середины XII столетия, когда была разрушена войсками кастильского короля Фердинанда I. Альмерийские фарфоровые черепки были найдены на том участке алькасабы, который относится к периоду расцвета строительства во второй половине X века. На одном из них сохранился фрагмент религиозной арабской надписи золотом, включающей термин ал-мульк («власть»).
Находки из Кульеры (два простых фарфоровых черепка), Альбаррасина (осколок декорированной фарфоровой чаши и селадоновый черепок) и Сарагосы (два фрагмента одной богато украшенной чаши из селадона) датируются временем от X до начала XIII веков и также приурочены к резиденциям местных исламских правителей. Интерпретация шести валенсийских образцов — четырех осколков XI–XII веков и двух, относящихся к XIII–XIV векам, — оказалась затруднительной из-за неопределенности археологического контекста. Ясно лишь, что наиболее поздние из них принадлежат к эпохе, когда Валенсия уже была завоевана Арагонским королевством.
Гутьеррес и ее коллеги составили карту распределения ранних находок фарфоровых изделий на пространстве между Китаем и Пиренейским полуостровом. Она показывает, что самым вероятным маршрутом распространения китайской керамики был морской путь через Индийский океан, соединявший через Индию и Шри-Ланку Южно-Китайское море с Персидским заливом и восточным побережьем Африки. Сухопутное караванное сообщение играло в этом распространении гораздо менее значительную роль, так как в Центральной Азии соответствующие находки практически отсутствуют. Однако, судя по археологическим данным, и на Ближнем Востоке фарфор и селадон на протяжении IX–XII веков оставались редкостью и были предметом роскоши, но отнюдь не массовым товаром.
Карта показывает также, что приблизительно с X века изменилась распространенность находок на Ближнем Востоке. В порты Персидского залива стало попадать меньше фарфора, и в то же время он стал чаще проникать через Красное море в Египет. Ученые связывают это изменение с политическими событиями конца I тысячелетия — упадком Аббасидского халифата и подъемом, который переживало государство Фатимидов, захватившее в 969 году Египет — одну из важнейших областей исламского мира. Фатимидский Египет процветал как место соединения торговых путей, связывавших Китай и Индию со странами средиземноморского бассейна. Ученые предположили, что именно здесь мусульманский мастер нанес надпись на китайскую фарфоровую чашу, осколок которой был найден в Альмерии. Дело в том, что до второй половины XI века в Испании не практиковалась роспись золотом по керамике и стеклу, в то время как ближневосточные (в том числе египетские) мастера освоили это искусство еще в V столетии.
Исследователи также обратили внимание на то, что в Испании практически все ранние образцы китайских изделий с четко определенным контекстом встречаются только при раскопках мест, связанным с пребыванием носителя верховной власти. Кроме того, фарфор отсутствует в археологических памятниках X–XII веков в других европейских странах. Между тем товары из Фатимидского халифата, в том числе керамика, произведенная в Египте и Магрибе, регулярно попадали в это время в Италию. Следовательно, чрезвычайно редкие и дорогие китайские сосуды поступали в Аль-Андалус не по торговым каналам. Вероятнее всего, они были частью распространенной практики обмена ценными дарами между правителями.
Если этот вывод верен, присутствие фарфора на Пиренейском полуострове на рубеже I–II тысячелетий отражает политические реалии, сложившиеся в это время в мусульманском мире. В первой трети X века прежде единый халифат оказался разделен между тремя соперничающими династиями: Аббасидами Багдада (750–1258), Омейядами Кордовы (756–1031) и Фатимидами Каира (909–1171). Каждая из них претендовала на единую власть над всеми исламскими территориями и стремилась монополизировать заморскую торговлю, а распространение особо престижных предметов, таких как фарфоровые и селадоновые сосуды, в эту эпоху было возможно исключительно по политическим каналам. После XI века, с ростом политической раздробленности и возникновением большого числа мелких государств, ситуация изменилась. Торговля постепенно перестала быть халифской монополией, и керамические изделия из Китая, обладание которыми ранее было связано с особым статусом властителя, начали с XIII века появляться в европейских странах как ценный товар.
Ранее археологи датировали с помощью надписи на керамическом сосуде крушение китайского торгового судна у берегов Явы XII веком и обнаружили на побережье Сомали крупный пункт средневековой морской торговли в Индийском океане. А еще N + 1 рассказывал о том, как ученые установили византийское происхождение стеклянных мозаичных тессер Большой соборной мечети Омейядов — Мескиты в Кордове и нашли в Иерусалиме редкий мусульманский амулет эпохи Багдадского халифата.
На это указал анализ костей из трех раннесредневековых поселений
Палеозоологи исследовали останки животных, найденные во время раскопок трех укрепленных поселений, которые существовали в V–X веках нашей эры на территории современной Шотландии. Как выяснили ученые, важную роль в хозяйстве пиктов, проживавших здесь в эпоху раннего Средневековья, играло разведение крупного рогатого скота. На долю этих животных приходится примерно половина всех находок. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Frontiers in Environmental Archaeology.