Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) решило внести синдром Гийена-Барре в список редких побочных эффектов коронавирусной вакцины Janssen, разработанной компанией Johnson&Johnson. Управление приняло такое решение после анализа 100 случаев этого синдрома, возникших в течение 42 дней после вакцинацией препаратом Janssen.
Коронавирусная вакцина Janssen, разработанная компанией Johnson&Johnson, содержит аденовирусный вектор, подобно вакцинам Vaxzevria (AstraZeneca) и «Спутник V». В апреле Европейское агентство лекарственных средств добавило тромбозы в список редких побочных эффектов как вакцины от AstraZeneca, так и препарата от Johnson&Johnson. Последний в основном используется в США, где по состоянию на июль 2021 года ввели 12,8 миллиона доз.
Кроме тромбозов, FDA зарегистрировало у 100 человек еще один редкий, но серьезный побочный эффект вакцинации препаратом Janssen — синдром Гийена-Барре (поражение периферических нервов). После анализа всех случаев заболевания управление решило включить синдром Гийена-Барре в список побочных эффектов вакцины Janssen. Заболевание возникало в течение 42 дней после получения препарата и поражало в основном мужчин старше 50 лет — группу риска синдрома. При этой болезни появляются антитела к миелиновой оболочке периферических нервов. Триггером могут быть как вирусы, так и вакцинация, то есть вмешательство в работу организма, вызывающее иммунный ответ. Случаи возникновения синдрома Гийена-Барре уже описывали у больных коронавирусом.
В отчете по вакцинации «Спутником V», который опубликовало Министерство Здравоохранения Аргентины, также содержится информация о двух случаях синдрома Гийена-Барре после вакцинации, хотя частота его возникновения и была очень низкой, так как аргентинцам ввели почти 7 миллионов доз препарата.
Анастасия Кузнецова
Риск был ниже, чем при приеме глиптинов
Эди Корнелиус (Edy Kornelius) с коллегами по Медицинскому университету Чун Шань в Тайчжуне провел ретроспективное когортное исследование и выяснил, что прием агонистов глюкагоноподобного пептида-1 (ГПП-1) при сахарном диабете второго типа связан с меньшей частотой развития эпилепсии, чем использование ингибиторов дипептидилпептидазы-4 (глиптинов). В работу включили почти 453 тысячи взрослых пациентов (средний возраст 60,5 года, 52,9 процента — мужчины) из международной базы данных сети TriNetX с 2015 по 2023 год. Ровно половина из них в этот период начали принимать агонисты ГПП-1, в качестве активного контроля им методом псевдорандомизации (подбора по степени предрасположенности) подобрали такое же число пациентов, начавших принимать глиптины. Статистическую обработку данных проводили с помощью коксовских моделей пропорциональных рисков. Результаты опубликованы в журнале Neurology.