Палеонтологи окончательно установили, что Oculudentavis khaungraae, крошечный «динозавр» из бирманского янтаря, на самом деле был необычной ящерицей. В другом образце янтаря ученые обнаружили похожее животное, которое оказалось представителем второго вида данного рода. Подробное изучение находки подтвердило, что оба окулудентависа относятся к группе чешуйчатых рептилий. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Current Biology.
Бирманский янтарь — настоящая сокровищница для палеонтологов. В нем сохранились остатки множества видов беспозвоночных и мелких позвоночных, живших около 99 миллионов лет. Только за последние месяцы специалисты описали из найденного в Мьянме янтаря древнего жука-опылителя, шипастую гусеницу и только что родившую улитку.
Весной 2020 года сотрудники Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии Китайской академии наук во главе с Цзинмай О’Коннор (Jingmai O’Connor) в статье для журнала Nature заявили о еще более необычной находке. В образце бирманского янтаря они обнаружили череп, который, по их мнению, принадлежал близкому к птицам динозавру размером с колибри. Вид получил название Oculudentavis khaungraae. Впрочем, вскоре у специалистов появилось много неприятных вопросов к этому открытию. Некоторые палеонтологи отмечали, что, судя по ряду анатомических особенностей, окулудентавис был не динозавром или древней птицей, а всего лишь ящерицей. По тогам дискуссии авторы приняли решение отозвать публикацию в Nature.
Однако история окулудентависа на этом не закончилась. Команда палеонтологов во главе с Хуаном Дазой (Juan D. Daza) из Государственного университета имени Сэма Хьюстона решила больше узнать о родственных связях этого существа. Исследователи сосредоточили внимание на другом образце бирманского янтаря, внутри которого находилось неописанное животное, очень похожее на O. khaungraae. Сохранилось оно лучше предыдущей находки: помимо черепа, до наших дней дошла часть позвоночника, фрагменты плечевых костей, чешуйки и мягкие ткани.
Анализ нового образца подтвердил, что у него действительно много общего с голотипом O. khaungraae, например, крупные глаза и удлиненная зубастая морда, похожая на клюв. При этом череп, описанный Дазой и его коллегами, меньше китайского (его длина составляет 14,2 миллиметра против 17,3 миллиметра) и не так сильно напоминает птичий. Исследователи обнаружили и другие различия между черепами, которые в основном касаются размеров и формы отдельных костей.
По мнению авторов, животное из изученного ими образца янтаря относится к роду Oculudentavis, но достаточно сильно отличается от O. khaungraae, чтобы его можно было выделить в отдельный вид. Он получил название O. naga — в честь нага, группы народов, которая населяет места добычи бирманского янтаря.
Находка второго окулудентависа позволила Дазе и его коллегам уточнить систематическое положение данного рода. Сравнив признаки обоих образцов с данными о других рептилиях, исследователи пришли к выводу, что Oculudentavis действительно принадлежит к чешуйчатым рептилиям (Squamata), которые включают ящериц и змей. Правда, к какой именно группе чешуйчатых наиболее близок данный род, пока неясно — окулудентависы обладали очень необычными чертами строения и отличались от всех известных науке ящериц, как вымерших, так и современных.
Таким образом, идея, согласно которой окулудентавис был птицей или близким к птицам динозавром, оказалась окончательно опровергнутой. По мнению авторов, лишь пропорции черепов этих рептилий напоминают птичьи, в то время как их строение совершенно иное. При этом череп O. khaungraae, вероятно, претерпел заметную посмертную деформацию, что еще сильнее усилило его сходство с черепом птицы.
Из-за неполноты обоих образцов сложно сказать, какой именно образ жизни вели окулудентависы. Судя по тому, что эти ящерицы обладали крупными глазами с небольшими зрачками, они были активны днем. При этом длинные, но слабые челюсти с коническими зубами указывают на специализацию к охоте на мелких насекомых, таких как мухи и муравьи. Также возможно, что окулудентависы были древесными — иначе они не оказались бы в ловушках из смолы.
Окулудентавис — не первый вид из бирманского янтаря, чье систематическое положение пришлось пересматривать. Например, недавно выяснилось, что образец, изначально описанный как древнейший хамелеон, на самом деле был амфибией из вымершей группы Albanerpetontidae.
Сергей Коленов
Вероятно, рептилия заразилась разнообразными паразитами от добычи
Палеонтологи обнаружили в копролите фитозавра возрастом 208,5-237 миллионов лет, который был найден на территории Таиланда, яйца четырех таксонов аскарид и ооцисты кокцидий. Таким образом, уже в позднем триасе некоторые животные были заражены сразу несколькими видами паразитов. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала PLoS One. Копролиты, то есть ископаемые и субфоссильные фекалии, служат ценным источником информации для палеонтологов. По ним можно судить о рационе древних животных, особенностях их пищеварения и мучивших их паразитах. Например, несколько лет назад исследователи обнаружили в копролитах гигантских ленивцев возрастом 11-14 тысяч лет яйца нематод, ленточных червей и дигенетических сосальщиков. А их коллегам удалось выделить ДНК паразита из окаменевшего кала пумы, который был оставлен около 17 тысяч лет Паразитов находили и в гораздо более древних образцах, например, в копролитах цинодонтов возрастом около 240 миллионов лет и копролитах акул возрастом 270 миллионов лет. Похожее открытие сделела команда палеонтологов под руководством Тханита Нонсрирача (Thanit Nonsrirach) из Махасаракхамского университета. В центре внимания исследователей оказался копролит позвоночного животного длиной около 70 миллиметров, который был обнаружен в 2010 году на позднетриасовой формации Хуай-Хин-Лат на северо-востоке Таиланда. Возраст находки составил 208,5-237 миллионов лет. В позднем триасе на месте формации Хуай-Хин-Лат располагался пресный или солоноватый водоем, населенный хрящевыми и двоякодышащими рыбами, земноводными, примитивными черепахами и арозавроморфами фитозаврами (Phytosauria), которые внешним видом и образом жизни напоминали крокодилов. Вероятно, копролит был оставлен представителем какого-то вида фитозавров или похожей полуводной хищной рептилией. На это указывают форма образца, который напоминает изогнутый цилиндр, и отсутствие в нем остатков добычи. При изучении среза копролита Нонсрирач и его коллеги обнаружили шесть сферических и эллипсоидных включений длиной от 50 до 150 микрометров. Их разделили на пять морфотипов в соответствии с формой и размером. По мнению авторов, включения представляют собой остатки паразитических организмов: яйца четырех таксонов нематод из отряда Ascaridida (в том числе с эмбрионами внутри) и ооцисты паразитических протистов из подкласса кокцидий (Coccidia). Возможно, после дополнительного анализа они станут основой для описания новых видов. Результаты исследования демонстрируют, что уже в позднем триасе некоторые животные были заражены сразу множеством видов паразитических организмов. Высокое разнообразие паразитов в копролите фитозавра авторы объясняют тем, что он получил благодаря тому, что поедал разных жертв: рыб, амфибий и рептилий. Ранее мы рассказывали о том, как палеонтологи описали новый вид аллигаторов, который жил на территории Таиланда около 230 тысяч лет назад. Он получил название Alligator munensis.