Принятой за крошечного динозавра ящерице из бирманского янтаря нашли близкого родственника

Палеонтологи окончательно установили, что Oculudentavis khaungraae, крошечный «динозавр» из бирманского янтаря, на самом деле был необычной ящерицей. В другом образце янтаря ученые обнаружили похожее животное, которое оказалось представителем второго вида данного рода. Подробное изучение находки подтвердило, что оба окулудентависа относятся к группе чешуйчатых рептилий. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Current Biology.

Бирманский янтарь — настоящая сокровищница для палеонтологов. В нем сохранились остатки множества видов беспозвоночных и мелких позвоночных, живших около 99 миллионов лет. Только за последние месяцы специалисты описали из найденного в Мьянме янтаря древнего жука-опылителя, шипастую гусеницу и только что родившую улитку.

Весной 2020 года сотрудники Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии Китайской академии наук во главе с Цзинмай О’Коннор (Jingmai O’Connor) в статье для журнала Nature заявили о еще более необычной находке. В образце бирманского янтаря они обнаружили череп, который, по их мнению, принадлежал близкому к птицам динозавру размером с колибри. Вид получил название Oculudentavis khaungraae. Впрочем, вскоре у специалистов появилось много неприятных вопросов к этому открытию. Некоторые палеонтологи отмечали, что, судя по ряду анатомических особенностей, окулудентавис был не динозавром или древней птицей, а всего лишь ящерицей. По тогам дискуссии авторы приняли решение отозвать публикацию в Nature.

Однако история окулудентависа на этом не закончилась. Команда палеонтологов во главе с Хуаном Дазой (Juan D. Daza) из Государственного университета имени Сэма Хьюстона решила больше узнать о родственных связях этого существа. Исследователи сосредоточили внимание на другом образце бирманского янтаря, внутри которого находилось неописанное животное, очень похожее на O. khaungraae. Сохранилось оно лучше предыдущей находки: помимо черепа, до наших дней дошла часть позвоночника, фрагменты плечевых костей, чешуйки и мягкие ткани.

Анализ нового образца подтвердил, что у него действительно много общего с голотипом O. khaungraae, например, крупные глаза и удлиненная зубастая морда, похожая на клюв. При этом череп, описанный Дазой и его коллегами, меньше китайского (его длина составляет 14,2 миллиметра против 17,3 миллиметра) и не так сильно напоминает птичий. Исследователи обнаружили и другие различия между черепами, которые в основном касаются размеров и формы отдельных костей.

По мнению авторов, животное из изученного ими образца янтаря относится к роду Oculudentavis, но достаточно сильно отличается от O. khaungraae, чтобы его можно было выделить в отдельный вид. Он получил название O. naga — в честь нага, группы народов, которая населяет места добычи бирманского янтаря.

Находка второго окулудентависа позволила Дазе и его коллегам уточнить систематическое положение данного рода. Сравнив признаки обоих образцов с данными о других рептилиях, исследователи пришли к выводу, что Oculudentavis действительно принадлежит к чешуйчатым рептилиям (Squamata), которые включают ящериц и змей. Правда, к какой именно группе чешуйчатых наиболее близок данный род, пока неясно — окулудентависы обладали очень необычными чертами строения и отличались от всех известных науке ящериц, как вымерших, так и современных.

Таким образом, идея, согласно которой окулудентавис был птицей или близким к птицам динозавром, оказалась окончательно опровергнутой. По мнению авторов, лишь пропорции черепов этих рептилий напоминают птичьи, в то время как их строение совершенно иное. При этом череп O. khaungraae, вероятно, претерпел заметную посмертную деформацию, что еще сильнее усилило его сходство с черепом птицы.

Из-за неполноты обоих образцов сложно сказать, какой именно образ жизни вели окулудентависы. Судя по тому, что эти ящерицы обладали крупными глазами с небольшими зрачками, они были активны днем. При этом длинные, но слабые челюсти с коническими зубами указывают на специализацию к охоте на мелких насекомых, таких как мухи и муравьи. Также возможно, что окулудентависы были древесными — иначе они не оказались бы в ловушках из смолы.

Окулудентавис — не первый вид из бирманского янтаря, чье систематическое положение пришлось пересматривать. Например, недавно выяснилось, что образец, изначально описанный как древнейший хамелеон, на самом деле был амфибией из вымершей группы Albanerpetontidae.

В копролите фитозавра возрастом более 200 миллионов лет нашлись яйца аскарид и ооцисты кокцидий