Американский стартап Skydweller Aero готовится перейти к строительству псевдоспутника на солнечных батареях после успешных летных испытаний опционально пилотируемого прототипа Solar Impulse 2, знаменитого самолета на солнечных батареях, который совершил кругосветное путешествие. Как сообщает Jane’s со ссылкой на источники в компании, полет длился два с половиной часа. Воздушное судно поднялось на высоту 4878 метров.
Псевдоспутник – это беспилотный летательный аппарат, способный находиться в воздухе продолжительное время. Обычно продолжительность полета таких аппаратов исчисляется месяцами, хотя ни один из разрабатываемых сегодня псевдоспутников столь продолжительного полета еще не совершил.
Самолет Solar Impulse 2 оснащен 17,2 тысячи солнечных панелей, покрывающих верхние плоскости крыла, фюзеляжа и горизонтального хвостового оперения. Эти батареи питают четыре электромотора мощностью 13 киловатт каждый и заряжают четыре аккумуляторные сборки емкостью 41 киловатт-час каждая. Самолет может выполнять полеты на скорости 140 километров в час днем и 90 километров в час ночью, а предельная высота его полета составляет до 12 тысяч метров. В 2015-2016 годах Solar Impulse 2 совершил кругосветное путешествие. Протяженность маршрута составила около 40 тысяч километров, он состоял из 17 отрезков и занял чуть больше года. Проследить за его путешествием можно было в отдельной теме, а лучшие фотографии мы собрали в галерее «Одноместный тихоход».
Solar Impulse 2 начали переделывать в псевдоспутник в конце 2019 года в Испании. Аппарат планируется использовать для разведки, наблюдения и ретрансляции сигналов. Максимальная взлетная масса беспилотника составит 2,5 тонны. Псевдоспутник сможет выполнять полеты на скорости до 185 километров в час на высоте 14 тысяч метров. Аппарат сможет нести полезную нагрузку массой до 400 килограммов. Завершить переделку Skydweller Aero планирует в третьем квартале 2021 года.
Летные испытания опционально пилотируемого прототипа Solar Impulse 2 прошли в Альбасете. Они длились два с половиной часа, воздушное судно поднялось на высоту 4878 метров. Во время испытаний в кабине Solar Impulse 2 находился пилот. Он подтверждал команды оператора, который находился на земле и управлял аппаратом дистанционно, а затем система автоматически их выполняла. Цель демонстрации была – проверить эффективность основных программных и аппаратных компонентов будущего псевдоспутника, включая сенсорную, вычислительную и коммуникационную инфраструктуру, необходимую для автономного полета.
После успешных демонстрационных испытаний Skydweller Aero планирует развернуть серийное производство псевдоспутников на базе Solar Impulse 2. Если они пройдут сертификацию Европейского агентства авиационной безопасности, то будут допущены к полетам в общем воздушном пространстве.
Пока Skydweller Aero только готовится полностью убрать кабину пилота из Solar Impulse 2, японский псевдоспутник испытали полетом на высоте 19,2 тысячи метров. Аппарат в полете обеспечил покрытие сети стандарта LTE. К ней подключились несколько абонентов.
Василиса Чернявцева
Это может затормозить процесс сертификации
Прототип электрического аэротакси VX4 компании Vertical Aerospace потерпел крушение во время испытательного полета 9 августа 2023 года на аэродроме Котсволд в Англии, сообщает Aviation Week. Управление в момент аварии осуществлялось дистанционно, поэтому в результате жесткой посадки пострадал только сам летательный аппарат. Под аэротакси сегодня обычно подразумевают небольшие полностью электрические или гибридные летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой, которые способны перевозить несколько пассажиров на небольшие дистанции. Ожидается, что сервисы аэротакси станут важной частью городских транспортных сетей. Они позволят жителям быстро перемещаться между городом и пригородом, снижая нагрузку на общественный транспорт и уменьшая пробки на дорогах. На сегодняшний день разработкой собственных прототипов аэротакси занимается множество компаний, в том числе Volocopter, CityAirbus, Joby Aviation и Vertical Aerospace. Некоторые из них планируют уже в скором времени начать коммерческую эксплуатацию. Однако прежде чем летательные аппараты, построенные с применением новых технологий, будут допущены до серийного производства и появятся в небе над городами, компаниям необходимо доказать их безопасность и надежность. Для этого проводятся серии летных испытаний, большинство из которых обычно заканчивается успешно, но иногда все же случаются происшествия. Одно из них произошло 9 августа 2023 года с прототипом электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace на аэродроме Котсволд рядом с деревней Кембл на юго-западе Англии, где расположен летно-испытательный центр компании. Летательный аппарат совершил жесткую посадку на взлетно-посадочную полосу и частично разрушился. Судя по опубликованным в сети фотографиям, у VX4 сломано правое крыло и, предположительно, повреждено шасси. Менее месяца назад этот же прототип VX4 совершил первый полет без страховочных тросов и разогнался до 70 километров в час. В заявлении для инвесторов, компания сообщила, что инцидент произошел во время испытания, в котором имитировался отказ двигателя, сообщает Aviation Week. При этом VX4 пилотировался дистанционно и в результате крушения никто не пострадал. Успешное выполнение этого сценария позволило бы перейти к пилотируемым испытательным полетам с людьми на борту, однако теперь неясно когда это произойдет. Строительство второго прототипа еще не завершено, поэтому инцидент может сказаться на сроках сертификации, которую планировалось провести до конца 2026 года. Это не первое крушение прототипов аэротакси во время испытаний. В 2022 году в Калифорнии разбился электрический конвертоплан компании Joby Aviation. Перед этим он разогнался до 435 километров в час, что на сто километров в час превышало заявленную максимальную скорость. Прототип Joby тоже управлялся дистанционно.