Японская компания HAPSMobile, консорциум SoftBank of Japan и AeroVironment, провела испытания перспективного долголетающего стратосферного беспилотного летательного аппарата Sunglider (прежде назывался HAWK30) полетом на высоте 19,2 тысячи метров. Как сообщает Flightglobal, демонстрационные испытания аппарата состоялись 21-22 сентября 2020 года. Продолжительность полета беспилотника составила 20 часов.
HAPSMobile создает псевдоспутник Sunglider с 2017 года. Аппарат создается по схеме «летающее крыло». Он имеет размах крыла 78 метров. Согласно проекту, беспилотник должен будет выполнять полеты на высоте до 20 тысяч метров на скорости до 110 километров в час. Sunglider, оснащенный десятью электромоторами с воздушными винтами, сможет находиться в воздухе до полугода.
Первый полет псевдоспутника состоялся в сентябре 2019 года в Летно-исследовательском центре имени Армстронга. Второй полет Sunglider был проведен спустя месяц. Аппарат планируется оснастить системой сотовой связи, с которой смогут работать как наземные терминалы, так и обычные абонентские смартфоны. Предполагается, что диаметр зоны покрытия ретрансляционного оборудования на борту беспилотника составит около 200 километров.
Новые демонстрационные испытания беспилотника состоялись в Нью-Мексико в космопорте «Америка». Помимо полета на высоте 19,2 тысячи метров аппарат также обеспечивал покрытие сети стандарта LTE. К ней подключились несколько абонентов, которые совершили серию видеозвонков при помощи смартфонов и компьютеров. Sunglider обеспечивал подключение абонентов и передавал сигнал на наземный терминал, с которого данные передавались в том числе в Токио.
Разработкой системы связи для Sunglider занимается компания Loon. Система оснащена подвижными направленными антеннами, с помощью которых аппарат может обмениваться данными с наземными терминалами и с себе подобными аппаратами. В полете направление антенн всегда будет поддерживается направленным на терминал.
Согласно проекту, система связи позволит псевдоспутникам Sunglider обмениваться данными на удалении 700 километров друг от друга на скорости до 1 гигабита в секунду. В системе связи разработчики использовали некоторые технологии, примененные в аналогичном оборудовании для стратостатов Loon. Оборудование Sunglider рассчитано на работу при температуре до −90 градусов Цельсия.
Василий Сычёв
Он плавает со скоростью 2 метра в секунду, а скорость на суше составляет 0,5 метра в секунду
Инженеры разработали беспилотник-амфибию, который может летать, плавать по поверхности воды и ездить по земле. Дрон построен по трикоптерной схеме с тремя соосными парами пропеллеров. Для движения по земле используются три всенаправленных колеса, а для плавания — два водяных винта. Чтобы дрон не утонул, на раме закреплена пенопластовая пластина. Амфибию можно использовать, например, для отбора проб и образцов в разных средах. Доклад, описывающий конструкцию, был представлен в рамках конференции International Conference on Unmanned Aircraft Systems 2023. Вместо нескольких разных роботов для выполнения задач в разных средах иногда проще использовать один универсальный аппарат. Например, для обследования состояния надводных и подводных частей мостов инженеры создали октокоптер, который может летать и плавать, используя для этого одни и те же винты. Также существуют проекты, в которых дроны получают возможность передвигаться по земле с помощью колес или ног. Благодаря этому удается значительно сократить расход энергии, которая очень быстро расходуется во время полета. Инженеры под руководством Димитриса Чайкалиса (Dimitris Chaikalis) из Университета Нью-Йорка совместили в одном дроне возможности передвижения в воздухе, по воде и по земле. Разработанный ими дрон построен по схеме трикоптера. На концах каждого из трех плечей находятся по два соосных трехлопастных пропеллера. Помимо шести воздушных винтов дрон оснащен также двумя водяными. Движение по земле во всех направлениях обеспечивается за счет трех всенаправленных колес. Так как устройство не предназначено для погружения на глубину, для сохранения положительной плавучести в центральной его части расположена пластина из пенопласта. При этом часть рамы дрона с колесами и водяными винтами находится под поплавком и остается погруженной в воду. Для защиты электронных компонентов от воды они помещены в пластиковый герметичный корпус. Управление одиннадцатью актуаторами дрона происходит с помощью двух отдельных полетных контроллеров PixHawk, один из которых отвечает за полет, а второй за езду и плавание. В роли бортового компьютера высокого уровня, отвечающего за навигацию и планирование маршрута, выступает Intel NUC. Заряда аккумулятора емкостью 12 ампер-час хватает на 18 минут полета, максимальная масса которого не превышает десяти килограмм. В испытаниях дрон взлетал с поверхности воды, после нескольких минут полета приземлялся и продолжал движение на колесах. Скорость передвижения по суше составила 0,5 метра в секунду, а по воде — около 2 метров в секунду. Разработчики отмечают и минусы конструкции: пенопласт впитывает воду, его масса увеличивается на 20 процентов в течение 30 минут, проведенных в воде. При этом обратный процесс происходит медленнее — на воздухе потеря 20 процентов дополнительного веса происходит за 100 минут. Этот эффект в будущем будет учтен в системе управления дроном. Другой способ справиться с впитыванием влаги — водоотталкивающее покрытие, однако оно также увеличивает общий вес конструкции. У этого беспилотника, как и у большинства других гибридных дронов, части конструкции, которые используются для передвижения по земле, никак не используются в остальных режимах. Ранее мы писали про дрон-трансформер Morphobot M4, разработчики которого пошли другим путем. Беспилотник может ездить по поверхности как четырехколесный ровер, а в нужный момент трансформируется в полноценный квадрокоптер. При этом обода его колес превращаются в защитные бампера воздушных винтов, расположенных на колесных осях.