Американский стартап Skydweller Aero в третьем квартале 2021 года завершит переделку самолета на солнечных батареях Solar Impulse 2 в псевдоспутник. Как сообщает Jane’s, в конце будущего года беспилотник совершит серию демонстрационных полетов, которые будут проводиться в Испании и за ее пределами.
Самолет Solar Impulse 2 был разработан в середине 2010-х годов. Его длина составляет 22,4 метра, а размах крыла 71,9 метра. Самолет оснащен 17,2 тысячи солнечных панелей, покрывающих верхние плоскости крыла, фюзеляжа и горизонтального хвостового оперения. Эти батареи питают четыре электромотора мощностью 13 киловатт каждый и заряжают четыре аккумуляторные сборки емкостью 41 киловатт-час каждая.
Solar Impulse 2 способен выполнять полеты на скорости 140 километров в час днем и 90 километров в час ночью, а предельная высота его полета составляет до 12 тысяч метров. В 2015-2016 годах Solar Impulse 2 совершил кругосветный перелет. Протяженность маршрута составила около 40 тысяч километров. Перелет, состоявший из 17 отрезков, занял чуть больше года.
Переделка Solar Impulse 2 в псевдоспутник началась в конце 2019 года в Испании. Аппарат планируется использовать для разведки, наблюдения и ретрансляции сигналов. Максимальная взлетная масса беспилотника составит 2,5 тонны. Псевдоспутник сможет выполнять полеты на скорости до 185 километров в час на высоте 14 тысяч метров. Аппарат сможет нести полезную нагрузку массой до 400 килограммов.
После успешных демонстрационных испытаний Skydweller Aero планирует развернуть серийное производство псевдоспутников на базе Solar Impulse 2. Эти аппараты пройдут сертификацию Европейского агентства авиационной безопасности и будут допущены к полетам в общем воздушном пространстве.
Псевдоспутником принято называть беспилотный летательный аппарат, способный находиться в воздухе продолжительное время. Обычно продолжительность полета таких аппаратов исчисляется месяцами, хотя ни один из разрабатываемых сегодня псевдоспутников столь продолжительного полета еще не совершил.
В феврале 2020 года псевдоспутник PHASA-35 (Persistent High Altitude Solar Aircraft, долгосрочный высотный солнечный летательный аппарат), разрабатываемый британской компанией BAE Systems, совершил первый полет. Псевдоспутник PHASA-35 сможет находиться в воздухе до года. Аппарат выполнен из легких композиционных материалов. Размах его крыла составляет 35 метров.
Василий Сычёв
Гексакоптер оснащен двумя взлетно-посадочными платформами для квадрокоптеров
Инженеры из Сколтеха разработали гибридный гексакоптер MorphoLander, который выступает в роли передвижного аэродрома для дронов меньшего размера. MorphoLander не только летает, но и может ходить по неровной поверхности при помощи четырех ног. В верхней части корпуса расположены две взлетно-посадочные платформы для микродонов. Дрон может пригодиться для инспекции объектов и поиска пострадавших во время стихийных бедствий, говорится в препринте на arXiv.org. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Дроны отлично подходят для выполнения задач поиска, инспекции и мониторинга, но потребляют много энергии и не могут долго находиться в полете. Одним из способов преодолеть это ограничение стала разработка дронов гибридной конструкции, которые могут не только летать, но и передвигаться по земле, например, с помощью колес или ног. Несмотря на то, что такой подход позволяет продлить время работы за счет менее энергозатратного способа передвижения по поверхности, продолжительность полета гибрида и его эффективность часто снижается из-за дополнительного веса. Инженеры под руководством Дмитрия Тетерюкова (Dzmitry Tsetserukou) из Сколтеха предложили использовать громоздкий дрон в качестве носителя для дронов поменьше. Тогда большой дрон выступает в роли передвижного «улья», который в нужный момент выпускает рой маленьких дронов, способных более эффективно выполнить задачу на большой территории за счет совместной работы. Разработанный прототип под названием MorphoLander представляет собой гексакоптер с четырьмя ногами, каждая из которых имеет три степени свободы. С их помощью дрон может передвигаться по неровной поверхности. Масса гибрида немного больше 10 килограмм. Встроенного аккумулятора хватает на 12 минут полета. Сверху на корпусе закреплены две посадочные платформы диаметром 20 сантиметров, на которые могут садиться микродроны. Чтобы микродронам (инженеры использовали Crazyflie 2.1 массой 27 грамм) было проще садиться на MorphoLander, материнский дрон с помощью алгоритма стабилизации старается удерживать горизонтальное положение платформ, подстраивая высоту ног под неровности поверхности. Посадка микродронов происходит под управлением алгоритма машинного обучения, его обучение с подкреплением проходило в симуляторе на платформе игрового движка Unity, который позволяет имитировать физику, с использованием пакета машинного обучения Unity ML Agents. Обученный алгоритм посадки затем испытали в трех сценариях с участием реальных дронов. В первом два микродрона должны были взлетать с расстояния полутора метров от MorphoLander и затем садиться на его платформы. Среднее значение отклонения от центра платформы в этом сценарии составило всего около 5,5 миллиметра. Во втором сценарии микродроны должны были садиться на материнский дрон, стоящий на неровной поверхности. В этом случае ошибка возросла и составила 25 миллиметров. Третий сценарий имитировал реальное применение: микродроны взлетали с платформ, в то время как MorphoLander отходил от места взлета на некоторое расстояние, после чего микродроны должны были сесть обратно. Среднее значение отклонения от центра 20-сантиметровой платформы составило 35 миллиметров. В будущем инженеры планируют увеличить точность и устойчивость алгоритма управления микродронами за счет контроля тяги отдельных винтов. https://www.youtube.com/watch?v=fV8_Ejy81s8&t=1s Совместная работа помогает роботам справляться с более трудными задачами. К примеру японские инженеры разработали систему из работающих в паре дрона и наземного робота. Они соединены друг с другом тросом, что позволяет наземного дрону взбираться на более крутые подъемы. Для этого дрон закрепляет трос на вершине, после чего наземный робот натягивает его с помощью лебедки и поднимается наверх.