Первый спутник системы «Арктика» отправился на орбиту с Байконура

С космодрома Байконур успешно стартовала ракета-носитель «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и космическим аппаратом «Арктика-М» — первым метеорологическим спутником из состава российской космической системы наблюдения за арктическим регионом. После отделения от носителя разгонный блок через два часа после пуска должен вывести аппарат на эллиптическую орбиту с апогеем около 40 тысяч километров и наклонением около 60 градусов, что позволит «видеть» регион значительно лучше, чем с геостационарной орбиты. Трансляция запуска шла на сайте «Роскосмоса».

Идею спутниковой системы, предназначенной специально для слежения за Арктикой и обеспечения связи в этом регионе, начали прорабатывать еще в 2007 году. Ее необходимость объясняли тем, что приполярные области планеты плохо «видны» с геостационарных спутников. Эти аппараты всегда остаются в плоскости экватора и Арктику и Антарктику видят только под очень острым углом, а районы вокруг полюсов им недоступны вовсе. Спутники на низких полярных орбитах снимают только довольно узкие полосы, к тому же данные с них поступают недостаточно оперативно.

Чтобы решить проблему, было решено использовать аппараты на высокоэллиптических орбитах с большим наклонением — орбитах типа «Молния». Двигаясь по такой очень вытянутой орбите спутник, в соответствии с законом Кеплера, быстро проскакивает перигей, ближайшую к Земле точку орбиты, а затем постепенно замедляется, двигаясь к апогею. С точки зрения земного наблюдателя, спутник словно «зависает» на месте, то есть двигается по небу очень медленно, пока не пройдет апогей. Если точка апогея расположена правильно, спутник большую часть времени сможет снимать нужный регион.

В состав системы «Арктика» предполагается включить три типа спутников: метеорологические «Арктика-М», в задачи которых будет входить съемка Земли в видимом и инфракрасном диапазонах, низкоорбитальные радиолокационные «Арктика-Р» (на базе разработок для космической системы «Смотр»), и спутники связи «Арктика-МС». Сколько именно аппаратов планируется запустить — неясно. По одним данным, предполагается пять аппаратов — двух метеорологических, двух телекоммуникационных и одного радиолокационного, хотя в 2009 году рассматривался значительно более масштабный вариант — с запуском десяти спутников, а в материалах госзакупок за 2018 год упоминается пять спутников только типа «Арктика-М».

Контракт на создание первого спутника «Арктика-М» в 2012 году выиграло НПО имени Лавочкина, тогда запуск аппарата планировался на 2015 год, после чего неоднократно переносился. «Арктика» практически не отличается по конструкции и полезной нагрузке от другого «лавочкинского» спутника — геостационарного «Электро-Л». Основой служит та же платформа «Навигатор» (на ней же построены космические телескопы «Спектр-Р» и «Спектр-РГ»), на борту стоят такие же два главных прибора — устройство для съемки МСУ-ГС и прибор для сбора данных о космической погоде ГГАК-Э.

МСУ-ГС (многозональное сканирующее устройство) — не «фотоаппарат», а «сканер», который с помощью подвижного зеркала сканирует земной диск, формируя целое изображение примерно за восемь минут. В нем две независимых части — для съемки в видимом диапазоне (от 500 до 900 нанометров) и в инфракрасном (от 3,5 до 12 микрон). Второй прибор, гелиогеофизический аппаратурный комплекс ГГАК-ВЭ содержит несколько сенсоров, предназначенных для измерения магнитных полей, потока космических частиц — солнечных и галактических, фиксации солнечных рентгеновских вспышек.

Спутник массой около двух тонн предполагается вывести на орбиту наклонением 63 градуса с высотой апогея 37-40 тысяч километров и перигеем в от 600 до 1 тысячи километров. Один оборот вокруг Земли аппарат будет делать за 12 часов, при этом шесть из них он будет способен получать изображения арктического региона с требуемым качеством. Поэтому для постоянного слежения за Арктикой требуется как минимум два спутника, которые будут сменять друг друга в высшей точке орбиты.

Россия в последнее десятилетия уделяет все больше и больше внимания Арктике — как исследовательским проектам в региона, так и созданию инфраструктуры: на Чукотке начала работать плавучая атомная станция, строятся новые ледоколы, относительно недавно на воду была спущена исследовательская платформа, призванная заменить дрейфующие станции «Северный полюс». Что будет происходить с российской Арктикой в эпоху глобального потепления, читайте в нашем материале «По тонкому льду».

«Вояджер-2» восстановил связь с Землей