Компания Johnson & Johnson представила результаты III фазы клинических испытаний вакцины против ковида Ad26.COV2.S, разработкой которой занималась ее «дочка» — компания Janssen. Общая эффективность вакцины J&J оказалась ниже, чем у соперников по «гонке вакцин», и составила 66 процентов, при том, что другие компании заявляли о 80-90-процентной эффективности. При этом препарат эффективен против разных вариантов коронавируса, включая один из наиболее опасных — южноафриканский. Результаты клинических испытаний пока не опубликованы в рецензируемом научном журнале.
По состоянию на январь 2021 года 69 препаратов-кандидатов проходят различные фазы клинических испытаний. Девять уже применяются по меньшей мере в одной стране мира, в том числе на основе РНК (разработки Pfizer—BioNTech и Moderna), аденовирусного вектора (Центра Гамалеи, и Oxford—AstraZeneca), инактивированного коронавируса (Sinopharm, Bharat Biotech и Sinovac) и пептидных антигенов (центр «Вектор»). От разработки собственной вакцины недавно отказался американский фармгигант Merck & Co.
Препарат Johnson & Johnson создан на основе аденовирусного вектора — аденовируса 26 серотипа — с помощью проверенной ранее технологии Janssen AdVac. В отличие от аналогов его применение подразумевает единственную инъекцию, а не две, как это реализовано, например, в случае вакцины Центра Гамалеи, где для двух инъекций используются два разных аденовирусных вектора (на базе аденовирусов 5 и 26 серотипа).
Третья фаза испытаний началась в сентябре 2020 года после получения положительных промежуточных результатов I и IIа фаз. В ней приняли участие 43,7 тысячи взрослых человек, половина из них, согласно протоколу исследования, должна была получить вакцину, половина — плацебо. Треть испытуемых была старше 60 лет. В испытаниях участвовали жители США, Латинской Америки и ЮАР. В последней группе 95 процентов всех случаев ковида вызывает вариант SARS-CoV-2 B.1.351, который оказался менее подвержен действию нейтрализующих антител. Для борьбы с этим вариантом вируса компании Moderna и Pfizer рассматривают варианты доработки своих вакцин.
За время исследования было зарегистрировано 468 случаев болезни. В сообщении не приводятся данных о том, сколько случаев было зарегистрировано в группе плацебо, а сколько — среди вакцинированных. При этом общую эффективность вакцины для профилактики умеренных и тяжелых форм ковида на 28-й день после инъекции компания оценила в 66 процентов (72 процента в США, 66 процентов в Латинской Америке и 57 процентов в ЮАР). Препарат продемонстрировал 85-процентную эффективность для профилактики тяжелых форм болезни. Защитный эффект наблюдался уже через две недели после ее введения. Подробнее о том, как вычисляется эффективность вакцин, читайте в нашем материале «Магия чисел».
Мониторинг безопасности вакцины-кандидата проводила независимая группа экспертов Data and Safety Monitoring Board (DSMB), которая пришла к выводу, что препарат переносится хорошо, и его применение не вызывает значимых опасений. Johnson & Johnson сообщила, что наблюдение за участниками продлится до двух лет после инъекции вакцины.
До настоящего времени остается невыясненным, сколько именно антител необходимо для полной защиты от ковида. Известны немногочисленные случаи, когда пациенты с противокоронавирусными иммуноглобулинами в крови заражались повторно и демонстрировали клинические проявления заболевания. Ответы на основные вопросы, связанные с вакцинацией против ковида, можно найти в нашем материале «Укололся — и что?».
А также за работы в области квантовой теории поля и дифференциальной геометрии
Организационный комитет премии Breakthrough Prize огласил имена лауреатов во всех номинациях. Как сообщается на сайте премии, в этом году премию в области наук о жизни получили ученые, которые совершили прорыв в разработке лекарственной терапии рака, муковисцидоза, а также открыли биохимическую основу болезни Паркинсона. Премия за прорыв в области фундаментальной физики присуждена за работы по квантовой теории поля, а в области математики — за ряд знаменательных изменений в дифференциальной геометрии.