Пандемия не помешала торговцам дикими животными на Facebook*

Пандемия коронавируса практически не повлияла на онлайн-торговлю дикими животными. К такому выводу пришли исследователи, проанализировав более двадцати тысяч постов из индонезийских и бразильских групп в Facebook, посвященных купле и продаже экзотических питомцев. Лишь 0,44 процента постов содержали упоминания о пандемии, и почти никто из их авторов и комментаторов не сообщал, что торговля дикими животными повышает риск распространения новых инфекций. Более того, некоторые торговцы использовали карантин в качестве повода расширить продажи. Как отмечают авторы в статье для журнала Environmental Research, страха перед пандемией явно недостаточно, чтобы остановить этот бизнес, опасный для многих редких видов и человека.

Массовая торговля дикими животными и частями их тел вызывает серьезное беспокойство у экологов, ведь бесконтрольный коммерческий оборот уже привел к резкому падению численности многих видов, от панголинов до попугаев и азиатских певчих птиц. Однако широкое внимание властей и общественности проблема привлекла только сейчас, в связи с пандемией COVID-19 — инфекции, которая, как считается, передалась людям от диких животных. Чтобы предотвратить новые вспышки болезней, руководство некоторых стран, например, Китая и Вьетнама, приняло решение заметно ограничить торговлю дикими животными.

К сожалению, подобные запреты слабо затрагивают торговлю животными на онлайн-площадках. Тем не менее теоретически пандемия сама по себе могла снизить интерес покупателей к экзотическим домашним питомцам, особенно после сообщений о том, что ковидом болеют кошки, норки со звероферм и даже тигры и другие крупные кошачьи в зоопарках.

Чтобы проверить данную гипотезу, команда исследователей во главе с Винсентом Ниджманом (Vincent Nijman) из Оксфордского университета проанализировала несколько групп в Facebook, посвященных продаже диких животных: тридцать одну индонезийскую и десять бразильских, в которых на тот момент состояло более двухсот тысяч человек. В общей сложности в базу попали 20615 постов, опубликованных с пятнадцатого февраля по пятое апреля 2020 года. Авторов интересовала именно ранняя фаза пандемии, когда интерес общественности был прикован к происхождению коронавируса, в частности, к его возможным связям с торговлей животными на рынке в Ухане.

Ниджман и его коллеги изучили количество постов, а также лайков и комментариев под ними. Особое внимание они уделяли сообщениям, в которым содержались слова «COVID-19», «коронавирус», «локдаун» и «карантин» на индонезийском и бразильском португальском.

Анализ показал, что из более чем двадцати тысяч постов лишь девяносто, то есть около 0,44 процента, содержали четыре выбранных слова, относящихся к пандемии ковида. Тем не менее со временем количество таких сообщений увеличивалось (p <0,01). Большинство подобных постов упоминали пандемию в контексте торговой деятельности, например, как объяснение, почему задерживаются поставки. Некоторые продавцы сообщали, что животные, которых они предлагают купить, не являются переносчиками COVID-19.

Карантин упоминался в связи с продажами детенышей животных, которые, по заявлениям авторов постов, являются идеальными питомцами на период изоляции, ведь у людей появилось больше времени, чтобы ухаживать за ними. В постах со словом «локдаун» в основном сообщалось о скидках для покупателей в связи со сложной экономической ситуацией.

Важно отметить, что ни продавцы, ни покупатели практически не обсуждали возможные связи между распространением ковида и других инфекционных болезней и торговлей дикими животными. Лишь в одном посте, опубликованном в индонезийской группе, содержалась ссылка на предположение о том, что коронавирус происходит с рынка в Ухане (пост остался без комментариев). Более того, многие авторы постов и комментаторы поддерживали торговлю дикими животными в период пандемии; они утверждали, что экзотические питомцы могут скрасить хозяевам карантин.

Авторы не обнаружили свидетельств, что объем торговли дикими животными через изученные группы в Facebook снизился из-за пандемии. По крайней мере на количестве постов в них это не сказалось. Вопреки ожиданиям исследователей, продавцы не только не ограничили свою деятельность из-за ковида, но и попытались расширить ее, предлагая «компаньонов для карантина».

Ниджман и его коллеги заключают, что самой по себе пандемии недостаточно, чтобы изменить поведение продавцов и покупателей диких животных. Чтобы предотвратить новые вспышки болезней и спасти от вымирания редкие виды, страдающие от нерегулируемой торговли, необходимы продуманные меры со стороны властей, которые включали бы не только запреты, но и регулирование соцсетей, а также распространение информации об опасностях, которые несет купля и продажа диких животных.

Общение с домашними животными во время карантина и самоизоляции не слишком помогает справиться с одиночеством и улучшить психическое состояние. К такому выводу пришли исследователи, проанализировав данные о почти шести тысячах совершеннолетних жителей Великобритании.

*Facebook принадлежит компании Meta, деятельность которой в России запрещена.

Энтомологи насчитали 20 квадриллионов муравьев на Земле

Энтомологи впервые подсчитали общую численность особей муравьев на Земле, она составила 20 квадриллионов особей. Для этого группа ученых провела метаанализ около 489 исследований из разных стран мира, посвященных муравьям. Выяснилось, что общая биомасса муравьев больше, чем совокупная биомасса всех диких птиц и млекопитающих. Статья опубликована в журнале The Proceedings of the National Academy of Sciences.