Домашние питомцы не облегчили социальную изоляцию британцев во время пандемии

Общение с любыми видами домашних животных в условиях ограничения социальных контактов и изоляции, связанных с пандемией COVID-19, не способствуют существенному улучшению психического состояния человека и снижению у него чувства одиночества, хотя и могут незначительно смягчить их. Напротив, очень высокая близость со своим питомцем до наступления изоляции может выступать индикатором психической уязвимости человека, его эмоциональной нестабильности. Такие результаты в ходе исследования 5926 совершеннолетних жителей Великобритании получили ученые. Статья опубликована в PLOS One.

Мнение о том, что взаимодействие с животными может быть полезно для здоровья и благополучия человека, очень популярно. Научные же данные по этому вопросу противоречивы: одни исследователи утверждают, что общение с животным способствует снижению чувства одиночества и стресса за счет безусловной любви, поддержки и помощи от питомца, другие показывают, что высокая близость с домашними животными связана с усилением депрессии и одиночества и может предсказывать уязвимость или повышенный уровень эмоционального стресса у владельцев. В условиях изоляции из-за пандемии COVID-19 разрешение этого вопроса актуально как никогда, потому что многие люди оказались в одиночестве или в ситуации сильного ограничения социальных контактов.

Елена Ратшен (Elena Ratschen) из Йоркского университета и ее коллеги изучили влияние взаимодействия с домашним животным на психическое состояние людей во время социальной изоляции. Участниками исследования стали 5926 совершеннолетних жителей Великобритании, среди которых было 4657 женщин.

Исследование началось 16 апреля 2020 года, через четыре недели после того, как в Великобритании вступили в силу строгие меры социального дистанцирования, и закончилось 31 мая, когда меры изоляции были официально ослаблены. Авторы подготовили электронную версию опроса и распространяли ее через академические сети, благотворительные организации для животных, социальные сети. Участники сообщали свои демографические данные, статус изоляции, наличие питомца и характер отношений с ним (11-пунктовая шкала комфорта от животных-компаньонов, CCA), роль животного во время изоляции, частоту удаленного общения и заполняли опросники, описывающие психическое благополучие (Краткая шкала психологического благополучия Уорвик-Эдинбург, SWEMWBS) и выраженность чувства одиночества (Шкалы одиночества UCLA). Психическое благополучие и одиночество участники оценивали дважды: во время социальной изоляции и, припоминая, как было до введения ограничительных мер в связи с пандемией.

В социальной изоляции находились 2219 испытуемых. При этом 89,8 процента участников имели домашнее животное, из них 4,6 процента завели питомца во время пандемии. У 9 процентов респондентов питомцы выполняли роли поводырей и терапевтов. Среди участников, у которых не было животного, почти половина (48,6 процента) сообщила о желании завести питомца. Из числа желающих завести животное 21,1 процент людей приняли это решение из-за ограничений, наступивших во время пандемии.

Ученые выяснили, что слишком высокие показатели интимности отношений с животными связаны с низкими оценками психического благополучия до введения мер социального дистанцирования (p <0,05). Однако они не были существенно связаны с оценками психического здоровья и благополучия во время изоляции: у владельцев домашних животных отмечается лишь легкое снижение чувства одиночества и психического напряжения. Таким образом, высокая близость связи с животным может считаться индикатором психологической уязвимости вне зависимости от условий пандемии. И хотя субъективно британцы склонны высоко оценивать роль своих питомцев в ситуации изоляции, считая их важным источником социальной поддержки (p < 0,05), авторы подчеркивают, что однозначных данных в пользу этого нет, и вопрос требует продолжения исследований.

Ученые не обнаружили связи между близостью отношений и видом животного (p < 0,05). Исследователи полагают, что их данные подтверждают гипотезу социальной буферизации, согласно которой присутствие и признание животного любого вида как части социальной группы человека может быть ведущим фактором для формирования отношений.

Исследователи отмечают, что полученные ими результаты требуют дополнительной проверки, потому что приняли участие люди, у большей части которых есть животные, а это может искажать данные.

В условиях пандемии животные также попадают под различные риски. Как показали недавние исследования, кошки и хорьки могут заразиться вирусом SARS-CoV-2 и пострадать от этой болезни вместе с человеком. Другие домашние животные оказались к нему практически нечувствительны.

Екатерина Рощина