Эксперимент подтвердил передачу SARS-CoV-2 кошкам и хорькам

Работа, опубликованная в журнале Science, подтверждает способность кошек заражаться SARS-CoV-2 и передавать его другим котам. Кроме них, вирус смог заразить хорьков, но другие протестированные домашние животные оказались к нему практически нечувствительны.

Предположения о том, что кошки могут заразиться SARS-CoV-2, появились еще в феврале, но теперь эта гипотеза подтверждается целым рядом исследований. У них — в отличие от других домашних животных — рецепторы ACE2 очень похожи на человеческие. Мы недавно рассказывали, что у уханьских кошек в крови нашли антитела к SARS-CoV-2, — признак того что они переболели COVID-19, а буквально несколько дней назад было опубликовано сообщение о заражении тигра в Нью-Йоркском зоопарке от служителя. Тогда же Центр по контролю и предотвращению заболеваний США порекомендовал зараженным ограничить контакты не только с людьми, но и с домашними животными чтобы их не заразить. Определение круга животных, восприимчивых к SARS-CoV-2 поможет не только обезопасить своих питомцев, но и возможно найти промежуточного хозяина, от которого вирус попал к людям.

Цзяньчжун Ши (Jianzhong Shi) и его коллеги из Харбинского ветеринарного НИИ решили экспериментально проверить восприимчивы ли разные домашние животные к SARS-CoV-2 и если да, то могут ли они заразить кого-то еще. Они протестировали хорьков и кошек, как наиболее близких по структуре ACE2 животных, а также собак, свиней, кур и уток. Животным закапывали в нос вирусы, а спустя несколько дней смотрели на то, появилась ли вирусная РНК в их тканях.

Самыми восприимчивыми к SARS-CoV-2 оказались хорьки и кошки. У первых вирус оказался способен размножаться в верхних дыхательных путях, но при этом не вызывал серьезной болезни и не приводил к смерти. У кошек на третий и шестой день вирусную РНК находили не только в верхних дыхательных путях, но и в легких, а гистологические исследования этих органов свидетельствовали об их поражении.

Помимо этого они оказались способны передавать вирус друг другу. Это было проверено на трех парах животных, в которых одному животному закапывали вирусы, а другое просто жило в соседней с зараженным животным клетке, отделенной четырехсантиметровым проемом. Спустя неделю вирус обнаружился в смывах из носа одной из кошек-соседок, а через три недели у нее нашли и антитела к вирусу. Это позволяет утверждать что кошки восприимчивы к SARS-CoV-2 и могут его передавать друг другу воздушно-капельным путем.

Другие проверенные животные оказались либо полностью невосприимчивы к вирусу, либо реагировали на него слабо: у части собак вирусная РНК нашлась только в фекалиях, но нигде больше. За актуальными исследованиями и последними новостями о коронавирусе SARS-CoV-2 можно подробно следить в отдельной теме «Коронавирусные хроники».

Вера Мухина