Кошки заразили сородичей COVID-19

Кошки могут заражать друг друга COVID-19. К такому выводу пришли американские исследователи, экспериментально изучив восприимчивость этих животных к новому вирусу. При этом ни одна из заразившихся кошек не проявляла клинических симптомов, так что вероятность развития тяжелой формы болезни у этих животных невелика. Интересно, что собаки, похоже, не могут распространять SARS-CoV-2: в их выделениях вирусных частиц обнаружить не удалось. Результаты экспериментов изложены в статье для журнала Proceedings of the National Academy of Science.

За последние месяцы специалисты относительно неплохо изучили, как коронавирус SARS-CoV-2 передается от человека к человеку. Но заразиться им могут не только люди, но и животные — например, домашние кошки и собаки. Вопрос о том, насколько новая инфекция опасна для наших питомцев и способны ли они повторно передать ее человеку, беспокоит не только их хозяев, но и эпидемиологов. Тем не менее ясности в этом вопросе пока нет.

Команда ученых во главе с Ангелой Боско-Лаут (Angela M. Bosco-Lauth) из Университета штата Колорадо решила экспериментальным путем оценить уязвимость домашних животных к SARS-CoV-2. Для этого они отобрали пять кошек и трех собак, которые до начала опыта были здоровыми, и ввели им в носовую полость жидкость с вирусными частицами.

В течение нескольких последующих недель авторы отслеживали состояние трех кошек и всех собак. У них регулярно брали образцы крови, а также мазки из носа и глотки. На 28 день эксперимента кошкам повторно ввели жидкость с вирусом, а через две недели усыпили и изучили их ткани.

Еще двух кошек использовали, чтобы выяснить, могут ли представители этого вида передавать инфекцию друг другу. Через 48 часов после заражения их поместили в один вольер с двумя здоровыми сородичами. Спустя пять дней после начала эксперимента двух первых животных усыпили для дальнейших исследований, а через тридцать дней та же участь постигла контактировавших с ними кошек.

Хотя подопытные собаки и кошки и заразились SARS-CoV-2, никаких внешних симптомов COVID-19 у них не развилось. Например, температура их тела не поднималась выше нормальных 39,5 градуса по Цельсию, а на рентгеновских снимках легких не проявились характерные для этой болезни патологии. Вскрытие усыпленных кошек выявило лишь легкие поражения дыхательной системы.

Полученные результаты расходятся с предыдущими исследованиями, в ходе которых у заразившихся COVID-19 домашних животных были выявлены проблемы с дыхательной и пищеварительной системой. По мнению авторов, причина этого заключается в разном физическом состоянии животных.

Анализ крови выявил у зараженных животных обоих видов антитела к SARS-CoV-2, которые сохранялись на протяжении всего эксперимента. У кошек они появились на седьмой день, а у собак — на четырнадцатый. Повторное заражение трех кошек привело к умеренному росту концентрации антител.

В мазках из носа и глотки, взятых у подопытных кошек, были обнаружены вирусные частицы. Максимальной концентрации они достигли на третий день после заражения, а на пятый день их производство прекратилось. Контактные особи начали выделять вирусные частицы через двадцать четыре часа после встречи с зараженными сородичами, а пика этот процесс достиг спустя неделю. При этом после повторного заражения выделения вирусных частиц не происходило.

Вскрытие выявило наличие вируса в носовой полости, трахее и пищеводе кошек, усыпленных на пятый день после заражения, однако до легких и других внутренних органов инфекция не добралась. Интересно, что в выделениях инфицированных собак найти следов вирусных частиц не удалось. Возможно, они не способны заражать сородичей COVID-19.

Авторы полагают, что, хотя кошки могут заражаться SARS-CoV-2, шансы на развитие тяжелой формы очень невелики. Кроме того, хотя они и распространяют вирусные частицы, это продолжается недолго, так что они вряд ли успеют заразить человека. Тем не менее исследователи советуют не выпускать кошек с подтвержденным диагнозом на улицу, чтобы ограничить распространение инфекции среди домашних и диких животных. С другой стороны, реакция кошек на COVID-19, особенно быстрое формирование антител и способность заражать сородичей, делают их хорошей моделью для изучения этой болезни.

Во время коронавирусного карантина единственной компанией многих людей стали их питомцы. Кажется, что они должны были помочь хозяевам пережить самоизоляцию. Однако, как показало исследование, проведенное в Великобритании, кошки, собаки и другие домашние животные не способствуют существенному улучшению психического состояния человека и снижению у него чувства одиночества.

Превращение белого жира в бурый снизило артериальное давление у мышей