Два месяца назад в Гонконге у двух собак, чьих хозяев госпитализировали с COVID-19, в анализах обнаружили РНК коронавируса SARS-CoV-2, а также антитела к нему. Это первый зафиксированный случай передачи вируса от человека к собаке. Инфекция у животных протекала бессимптомно; второй пес, который жил в одном доме с одной из собак, не заразился. Пока неясно, могут ли собаки заражать человека или своих сородичей. Статья принята к публикации в журнале Nature.
Известны случаи передачи коронавируса SARS-CoV-2 от человека кошкам, хорькам и тиграм. Однако до сих пор не было зарегистрировано ни одного случая заражения собак, хотя их рецептор АПФ-2, который необходим вирусу для попадания в клетки, схож с человеческим.
Ученые из Австралии и Китая под руководством Малика Пейриса (Malik Peiris) из Гонконгского университета брали анализы у 15 собак, чьи хозяева были госпитализированы с COVID-19. Животных посадили на карантин, о них заботились сотрудники Департамента сельского хозяйства, рыболовства и охраны природы Гонконга. У двух собак в анализах методом полимеразной цепной реакции с обратной транскрипцией (ОТ-ПЦР) обнаружили РНК коронавируса SARS-CoV-2.
При ОТ-ПЦР фермент образная транскриптаза строит на матрице РНК соответствующую ей последовательность ДНК, а затем ДНК-полимераза многократно размножает (амплифицирует) эту молекулу. Обратная транскриптаза «видит» только те РНК, на которых сидят комплементарные им праймеры — короткие нуклеотидные цепочки. Ученые подбирают праймеры, которые специфичны для вирусной РНК. В итоге появляются ДНК-копии нужного нам (вирусного) участка РНК, а после амплификации их становится достаточно много, чтобы определить наличие вирусных генов в образце.
Первой заболевшей собакой был 17-летний шпиц. У его хозяйки 12 февраля 2020 года появились симптомы, а 24 февраля подтвердили COVID-19. После этого всех членов семьи, в том числе собаку, изолировали. 26 февраля у животного взяли мазки из носа, рта и ануса, а также образец фекалий. В этом и последующих анализах из носа обнаружили РНК SARS-CoV-2; выделить целый вирус в культуру не удалось из-за слабой вирусной нагрузки. Через два дня после возвращения в семью шпиц умер. Хозяйка не дала разрешение на посмертное вскрытие, однако ученые предполагают, что причиной смерти стало одно из побочных заболеваний, которые развились у собаки еще до болезни хозяина.
У молодой немецкой овчарки положительными на SARS-CoV-2 оказались анализы, которые взяли 18 марта, через день после того, как у хозяина собаки диагностировали COVID-19. Вирусную РНК нашли не только в мазках из носа и рта, но и из ануса. Второй пес, который жил в том же доме, не заразился.
Обе собаки на всем протяжении карантина не проявляли симптомов инфекции. В сыворотке крови собак обнаружили антитела к SARS-CoV-2 (у шпица — в анализе от третьего марта, у немецкой овчарки — 19, 23 и 30 марта); у второй собаки, которая жила с овчаркой, тест на антитела 30 марта был отрицательным. Последовательность вирусного генома, который секвенировали у обеих собак и их хозяев, оказалась идентичной в каждой паре собака-хозяин. А вот между разными семьями геномы SARS-CoV-2 были отличимы.
Авторы работы подчеркивают, что полученных данных недостаточно для того, чтобы судить о том, может ли вирус передаваться от собаки к другой собаке или обратно к человеку. Однако такая вероятность есть, поэтому следует изолировать и тестировать не только людей, которые контактировали с больными COVID-19, но и домашних животных.
От редактора
По изначальной версии заголовка заметки у читателей могло возникнуть впечатление, что описанный случай произошел недавно. На самом деле заражение, о котором мы говорим, произошло еще в феврале, и это первый описанный случай передачи коронавируса от человека собаке. Чтобы не вводить читателей в заблуждение, мы изменили заголовок и первый абзац заметки.
Месяц назад мы рассказывали про эксперимент, в котором на коронавирус тестировали целый ряд домашних животных: кошек, собак, хорьков, свиней, кур и уток. Животных заражали вирусом и проверяли, размножался ли он. В этом исследовании из всех протестированных животных восприимчивыми к SARS-CoV-2 оказались только кошки и хорьки, при чем эти животные оказались способны передавать вирус друг другу.
Алиса Бахарева
Теперь рептилий будут охранять, а не истреблять
Герпетологи выяснили, что черные игуаны из популяции, обитающей на острове Кларион в составе принадлежащего Мексике архипелага Ревилья-Хихедо, не были завезены сюда людьми во второй половине XX века, как считалось раньше. Генетический анализ показал, что эти ящерицы колонизировали остров самостоятельно около 425 тысяч лет назад, вероятно, доплыв сюда на растительном плоту. Таким образом, черные игуаны не являются на Кларионе инвазивными — а значит, их нужно не истреблять для защиты местной флоры и фауны, как это пытается сделать мексиканское правительство с 2002 года, а охранять. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Ecology and Evolution.