Атомный лихтеровоз «Севморпуть» вернулся в Санкт-Петербург после неудачной попытки доставить в Антарктиду новый зимовочный комплекс для российской станции «Восток» — по пути сломался винт. Новая попытка может быть предпринята через год. По данным сервиса MarineTraffic, судно встало на якорь у Кронштадта, а канал «Заполярные будни» сообщает, что «Севморпуть» разгрузят, а потом поставят в док для ремонта уже после 1 января.
«Севморпуть» — единственное в мире работающее гражданское грузовое судно с ядерной силовой установкой. В ноябре лихтеровоз должен был доставить в Антарктиду жилые модули и оборудование для станции Восток, которая была построена почти в центре континента в конце 1950-х годов. Здания и оборудования станции сильно износились, ушли под снег, поэтому для нее был построен новый комплекс зданий (подробнее о его устройстве читайте в нашем материале «Остаться в Антарктиде»).
Модули станции разобрали и погрузили на борт атомного лихтеровоза. Предполагалось, что «Севморпуть» выгрузит их в районе станции «Прогресс» 1 ноября, оттуда на санно-тракторном поезде модули планировалось доставить на «Восток». Однако в конце октября лихтеровоз «застрял» у берегов западной Африки, напротив столицы Анголы Луанды. У единственного гребного винта судна по неизвестной причине оторвалась одна из четырех лопастей. Чтобы справиться с дисбалансом винта, пришлось вызывать из Петербурга группу водолазов, которые сняли противоположную лопасть.
Ожидание водолазов, сама операция и необходимые проверки заняли много времени — около трех недель, за это время антарктический сезон закончился, и 2 декабря «Севморпуть» отправился назад, в Санкт-Петербург, так и не добравшись до Антарктиды. Доставку модулей «Востока» теперь планируется организовать уже в рамках следующей антарктической экспедиции, которая начнется поздней осенью 2021 года.
В 2021 году в Санкт-Петербурге будут достраивать спущенную на воду в декабре платформу «Северный полюс», которая позволит возобновить практику отправки в Арктику ледовых дрейфующих станций, начатую еще в 1930-е годы экспедицией Папанина.
Сергей Кузнецов
Обновленный болид гонок Indy Autonomous Challenge установил рекорд скорости среди беспилотных автомобилей, разогнавшись до 309 километров в час на прямом треке. Это стало возможным благодаря новому мотору, имеющему на 30 процентов большую мощность. Он будет использоваться в болидах в следующих соревнованиях, сообщается в пресс-релизе Indy Autonomous Challenge.