Группа компаний Hyundai Motor Group приобрела около 80 процентов компании Boston Dynamics — одного из лидеров в области разработки и производства ходячих роботов. Сумма сделки составила около 880 миллионов долларов.
Boston Dymanics была основана в 1992 году инженером Марком Райбертом из Массачусетского технологического института. Одной из главных научных заслуг считается создание в 1980-х годах первого одноногого прыгающего робота с конструкцией подпружиненного обратного маятника и теории управления подобными устройствами, которая используется и в современных роботах, таких как Salto. Boston Dynamics занималась и другими разработками, а с 2000-х годов сконцентрировалась на создании ходячих роботов. Ее первой большой успешной разработкой стал четвероногий робот BigDog. На его основе инженеры Boston Dynamics создали несколько других четвероногих роботов, один из которых должен был стать роботизированным мулом для перевозки военных грузов, однако после испытаний американские военные отказались от этой идеи.
На сегодняшний день Boston Dynamics есть несколько разработок: двуногий человекоподобный робот Atlas, умеющий выполнять движения, сложные даже для людей, четвероногий робот Spot, предназначенный для осмотра промышленных объектов и других задач, двухколесный робот Handle, перевозящий коробки по складу, и программно-аппаратное обеспечение Pick, встраиваемое в сторонние манипуляторы и позволяющее им автоматически перемещать товары, распознавая их с помощью компьютерного зрения. В 2019 году Spot и Pick поступили в продажу, а другие роботы пока остаются на стадии разработки.
За время своего существования компания не раз меняла владельца: в 2013 году ее купил американский Alphabet, затем в 2017 году Alphabet продал ее японской SoftBank, не поверив в возможность коммерческого успеха роботов в ближайшие годы, а теперь SoftBank продала контролирующую долю размером около 80 процентов южнокорейской Hyundai Motor Group. Точная сумма покупки не раскрывается, но компании сообщили, что общая стоимость компании составляет 1,1 миллиарда долларов, поэтому доля южнокорейской компании составляет около 880 миллионов.
В заявлении после покупки Hyundai Motor Group отметила, что Boston Dynamics продолжит развивать робототехнические разработки, причем активнее чем раньше за счет притока финансов и доступа к техническим наработкам и заводам для массового производства. В качестве основных направлений разработки компания называет промышленную логистику и автоматизацию производства. В частности, она отметила, что в 2021 году Boston Dynamics представит подвижного робота для работы на складах. Кроме того, Hyundai Motor Group отметила, что в будущем планирует создавать человекоподобных роботов для ухода за пациентами и других задач.
Помимо Spot, есть и другие коммерческие ходячие роботы. Среди них можно выделить китайского AlienGo и швейцарского ANYmal. Второй выделяется защитой от воды. Недавно его создатели наглядно продемонстрировали это, запустив его в озеро.
Григорий Копиев
Он плавает со скоростью 2 метра в секунду, а скорость на суше составляет 0,5 метра в секунду
Инженеры разработали беспилотник-амфибию, который может летать, плавать по поверхности воды и ездить по земле. Дрон построен по трикоптерной схеме с тремя соосными парами пропеллеров. Для движения по земле используются три всенаправленных колеса, а для плавания — два водяных винта. Чтобы дрон не утонул, на раме закреплена пенопластовая пластина. Амфибию можно использовать, например, для отбора проб и образцов в разных средах. Доклад, описывающий конструкцию, был представлен в рамках конференции International Conference on Unmanned Aircraft Systems 2023. Вместо нескольких разных роботов для выполнения задач в разных средах иногда проще использовать один универсальный аппарат. Например, для обследования состояния надводных и подводных частей мостов инженеры создали октокоптер, который может летать и плавать, используя для этого одни и те же винты. Также существуют проекты, в которых дроны получают возможность передвигаться по земле с помощью колес или ног. Благодаря этому удается значительно сократить расход энергии, которая очень быстро расходуется во время полета. Инженеры под руководством Димитриса Чайкалиса (Dimitris Chaikalis) из Университета Нью-Йорка совместили в одном дроне возможности передвижения в воздухе, по воде и по земле. Разработанный ими дрон построен по схеме трикоптера. На концах каждого из трех плечей находятся по два соосных трехлопастных пропеллера. Помимо шести воздушных винтов дрон оснащен также двумя водяными. Движение по земле во всех направлениях обеспечивается за счет трех всенаправленных колес. Так как устройство не предназначено для погружения на глубину, для сохранения положительной плавучести в центральной его части расположена пластина из пенопласта. При этом часть рамы дрона с колесами и водяными винтами находится под поплавком и остается погруженной в воду. Для защиты электронных компонентов от воды они помещены в пластиковый герметичный корпус. Управление одиннадцатью актуаторами дрона происходит с помощью двух отдельных полетных контроллеров PixHawk, один из которых отвечает за полет, а второй за езду и плавание. В роли бортового компьютера высокого уровня, отвечающего за навигацию и планирование маршрута, выступает Intel NUC. Заряда аккумулятора емкостью 12 ампер-час хватает на 18 минут полета, максимальная масса которого не превышает десяти килограмм. В испытаниях дрон взлетал с поверхности воды, после нескольких минут полета приземлялся и продолжал движение на колесах. Скорость передвижения по суше составила 0,5 метра в секунду, а по воде — около 2 метров в секунду. Разработчики отмечают и минусы конструкции: пенопласт впитывает воду, его масса увеличивается на 20 процентов в течение 30 минут, проведенных в воде. При этом обратный процесс происходит медленнее — на воздухе потеря 20 процентов дополнительного веса происходит за 100 минут. Этот эффект в будущем будет учтен в системе управления дроном. Другой способ справиться с впитыванием влаги — водоотталкивающее покрытие, однако оно также увеличивает общий вес конструкции. У этого беспилотника, как и у большинства других гибридных дронов, части конструкции, которые используются для передвижения по земле, никак не используются в остальных режимах. Ранее мы писали про дрон-трансформер Morphobot M4, разработчики которого пошли другим путем. Беспилотник может ездить по поверхности как четырехколесный ровер, а в нужный момент трансформируется в полноценный квадрокоптер. При этом обода его колес превращаются в защитные бампера воздушных винтов, расположенных на колесных осях.