Японский телекоммуникационный холдинг SoftBank договорился с американской компанией Alphabet о покупке подразделения Boston Dynamics, занимающегося разработкой роботов. Как сообщает Bloomberg, подробности соглашения не раскрываются. Неизвестно также, останется ли Boston Dynamics структурным подразделением холдинга SoftBank или будет передана фонду Vision Fund. Этот инвестиционный фонд, основанный владельцем SoftBank Масаёси Соном, занимается инвестициями в технологические компании.
Параллельно с покупкой Boston Dynamics японский холдинг договорился и о приобретении японской компании Schaft. Эта фирма занимается разработкой двуногих, в том числе антропоморфных, роботов. Подробности этой сделки также не уточняются. Как отмечает агентство, SoftBank прежде инвестировала в разработки роботов, однако заметных результатов это пока не дало. Вероятно теперь с покупкой двух компаний будет создан робототехнический концерн. При этом подразделение SoftBank Robotics ранее разработало воспринимающего эмоции робота Pepper.
Следует отметить также, что VisionFund имеет приоритетное право на выкуп у SoftBank четверти доли акций холдинга в британских компаний ARM Holdings (разрабатывает архитектуру процессоров) и OneWeb (телекоммуникации) и американских Social Finance (онлайн-кредитование) и NVIDIA (разработка процессоров, графических систем и систем автоматизации).
Boston Dynamics известна разработкой различных шагающих роботов. Компания стала знаменитой в 2005 году, когда представила разрабатываемого для военных четырехногого робота BigDog. Позднее компания создала различные модернизированные версии этого аппарата: Cheetah, LittleDog и Spot. Наибольшей популярностью пользуется разработанная компанией антропоморфная универсальная роботизированная платформа Atlas. В 2015 году этот робот в составе разных команд участвовал в соревновании роботов DARPA Robotics Challenge. Boston Dynamics принадлежала Alphabet с 2013 года.
Василий Сычёв
Неисправность одного из винтов привела к поломке несущей конструкции пилона
Британский разработчик аэротакси Vertical Aerospace объявил о завершении предварительного расследования аварии прототипа VX4, которая произошла 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытания, имитировавшего отказ одного из двигателей. Согласно опубликованной на сайте информации, причиной падения прототипа стала неисправность одного из воздушных винтов, спровоцировавшая поломку несущей конструкции пилона, на котором размещаются двигатели. Проект электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace был впервые представлен в 2020 году. Это конвертоплан с фюзеляжем длиной 11 метров, 15-метровым прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле на четырех пилонах расположены восемь электромоторов с воздушными винтами. При этом четыре из них, расположенные перед передней кромкой крыла, имеют поворотный механизм и могут разворачиваться на 90 градусов при переходе от режима висения к горизонтальному полету. Другие четыре винта закреплены неподвижно на тех же пилонах, но позади крыла. Кабина VX4 рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Первый полет летательного аппарата, проходивший в режиме висения на небольшой высоте со страховочными тросами, произошел в сентябре 2022 года. После серии аналогичных испытаний в июле 2023 года VX4 совершил первый свободный полет, в котором дистанционно-управляемый летательный аппарат разогнался до скорости 70 километров в час. Однако 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытаний, в которых изучалось поведение аэротакси в случае отказа одного из двигателей, прототип совершил жесткую посадку и частично разрушился. . Компания начала расследование и 31 августа сообщила о первых результатах: причиной падения стала неисправность одного из передних воздушных винтов. Он отсоединился от крепления после запланированного отключения другого двигателя во время испытаний. Возникшие из-за этого несбалансированные нагрузки привели разрушению несущей конструкции моторного пилона. После чего воздушное судно перешло к устойчивому снижению, прежде чем получило повреждения при столкновении с землей. Компания сообщает, что уже переработала конструкцию проблемного пропеллера, и устранила существовавшую в его ранней модификации проблему. Новый пропеллер будет использоваться в следующей фазе испытаний. Также Vertical Aerospace отмечает, что ключевые показатели остальных электросистем, включая батареи, во время и после инцидента оставались в допустимых пределах, продемонстрировав свою надежность. Более подробная информация будет опубликована, когда Отдел расследования воздушных происшествий Великобритании завершит разбирательство. Теперь Vertical Aerospace будет ожидать завершения строительства второго и третьего прототипов, в конструкцию которых внесено множество улучшений. Ожидается, что они будут готовы уже в 2024 году. Поврежденный VX4 будет использоваться в дальнейшем только для наземных тестов. При этом авария не должна сказаться на запланированных сроках сертификации. Они остаются прежними — компания планирует пройти ее в 2026 году. Множество компаний, разрабатывающих прототипы аэротакси, уже находятся на завершающих стадиях испытаний. Например, недавно китайская компания EHang объявила об окончании всех сертификационных тестов своей модели полностью автоматического двухместного аэротакси EH216-S. В ближайшее время компания станет первой в мире получившей сертификат типа на воздушное судно такого класса.