Инженеры Facebook и UCL Robotics разработали робота, который умеет самостоятельно прокладывать оптоволоконные кабели для обеспечения отдаленных и бедных регионов скоростным доступом к интернету. Робот автономно передвигается по существующим кабелям электропередачи и наматывает на них оптоволокно. В отличие от аналогичных систем, такой робот сам переходит через опоры и не требует человеческой помощи.
Крупные IT-компании, такие как Facebook, Google и Amazon, не только создают сайты и сервисы, но и разрабатывают способы дешевого покрытия интернетом тех регионов, где сеть пока либо вовсе недоступна, либо работает медленно и ненадежно. Интересно, что эти компании выбрали совершенно разные концепции в своих проектах. Так, Facebook до 2018 года разрабатывал свои беспилотники на солнечных батареях (в 2018 году проект закрыли в пользу совместной разработки с Airbus), Google активно испытывает и уже даже внедряет в коммерческие сети стратостаты, выступающие в качестве вышек связи, а Amazon планирует запустить в космос тысячи спутников для раздачи интернета по всему миру.
Это амбициозные с технологической и экономической сторон проекты, но они требуют больших ресурсов и опираются на пока непроверенные, по крайней мере в крупных масштабах, технологии. Инженеры из Facebook совместно с коллегами из компании UCL Robotics применили более дешевый и быстрый подход: использовать уже существующую по всему миру инфраструктуру линий электропередач и дополнять ее оптоволоконными линиями. Подобная технология навивки оптоволоконного кабеля уже существует с 1980-х годов, но применяется ограниченно, потому что навивочные машинки могут самостоятельно проходить только один пролет, а через опору их перемещает инженер, залезающий на нее с помощью крана или лестницы.
В новом роботе используется конструкция из трех частей: центральной вращающейся части с кабелем и навивочной штангой, и двух боковых частей, отвечающих за движение робота. Это позволяет роботу самостоятельно проходить через опоры и другие препятствия без помощи человека: для этого он поднимает сначала передний, а затем задний двигательный сегмент. Если несущий элемент кабеля находится снизу, то робот проходит над ним и, чтобы не упасть, удерживает баланс с помощью пропеллеров по бокам. Кроме того, инженеры создали необычную конструкцию магазина для оптоволокна: она выполнена в виде подковы и благодаря этому при вращении она не сильно смещает общий центр тяжести робота. Одна такая «подкова» вмещает в себя кабель длиной более километра.
Все это позволяет избавиться от самой времязатратной части навивки оптоволокна на силовые кабели, которую на текущий момент выполняют люди. Инженеры предполагают, что при прокладке оптоволоконной линии в регионе будут работать пикапы с автоматизированной системой установки робота на линию электропередач и запасом кабеля. По расчетам Facebook, вместе с оплатой труда и прочими расходами себестоимость оптоволоконной линии в развивающихся странах будет составлять два-три доллара за метр. Facebook уже договорилась с первой компанией, которая создаст тестовую коммерческую линию таким способом, — NetEquity Networks, причем Facebook предоставит все технологии со своей стороны бесплатно.
Параллельно с этим проектом американская SpaceX и британская OneWeb постепенно разворачивают свои спутниковые системы глобального интернета. SpaceX запустила уже 540 спутников и скоро планирует начать бета-тестирование сервиса интернета в США и Канаде, а OneWeb запустила 74 спутника из 650 запланированных и на некоторое время приостановила работу из-за банкротства. Недавно она все же договорилась о продаже британскому правительству и индийской компании, поэтому вскоре продолжит наращивать количество спутников на орбите.
*Facebook принадлежит компании Meta, деятельность которой в России запрещена.
Григорий Копиев
Надувная рама убережет дрон от разрушений при столкновениях и жестких приземлениях
Инженеры разработали квадрокоптер SoBAR с надувной рамой из полимерных материалов, покрытых нейлоновой тканью. Благодаря мягкой деформируемой раме, поглощающей энергию удара, дрон может врезаться в препятствия на скорости до двух метров в секунду и быстро восстанавливать контроль над полетом из-за низкой скорости отскока. Также инженеры оснастили дрон надувным бистабильным захватом, который позволяет приземляться на предметы разной формы на большой скорости. Статья опубликована в журнале Soft Robotics. При полетах дронов-мультикоптеров на низкой высоте или в помещениях велика вероятность их столкновения с препятствиями. Существующие решения этой проблемы связаны либо с совершенствованием алгоритмов управления, которые позволяют дрону вовремя замечать опасности и уклоняться от них, либо с повышением прочности конструкции. Второй подход обычно сводится в установке дополнительной защиты в виде бамперов, которые поглощают энергию удара при столкновениях и препятствуют повреждению роторов. Но существуют и более экзотические варианты, в которых, например, рамы дронов имеют подвижные подпружиненные или изготовленные из эластичных материалов элементы, чтобы гасить энергию удара за счет упругой деформации. Группа инженеров под руководством Вэнь Лун Чжаня (Wenlong Zhang) из Университета штата Аризона разработала квадрокоптер SoBAR (soft-bodied aerial robot), конструкция которого совмещает в себе упругие и жесткие элементы. Дрон имеет мягкую раму, которая надувается с помощью воздуха. Она имеет стандартную для квадрокоптеров крестовидную форму и сделана из термопластичного полиуретана, покрытого сверху нейлоновой тканью. В центре надувной рамы располагается клапан для подачи воздуха, к которому подсоединен мембранный микронасос. Давление внутри рамы, контролируемое сенсором, может варьироваться. Тем самым изменяется ее жесткость и поведение дрона в полете и при соударениях с препятствиями. Сверху на центральной части крепится отсек с электроникой, в котором помимо насоса находятся аккумулятор, полетный контроллер и бортовой одноплатный компьютер. Электромоторы с трехлопастными винтами расположены на некотором расстоянии от концов лучей рамы. Таким образом надувная рама сама выступает в роли бампера при соударениях с препятствиями, предотвращая повреждение пропеллеров. В сложенном виде дрон занимает мало места, а для приведения его в полетную форму необходимо разложить тканевую раму, разместить на ней двигатели и накачать воздухом. Все эти манипуляции занимают около четырех минут. Под рамой инженеры разместили бистабильный мягкий захват. С помощью него дрон может садиться и закрепляться на объектах. Точно так же, как и рама, он может надуваться и поэтому изготовлен по той же технологии из слоев термопластичного полиуретана с оболочкой из нейлоновой ткани. Внутрь полимерной оболочки помещен бистабильный пружинный актуатор, в качестве которого используется отрезок металлической ленты от измерительной рулетки, который предварительно оборачивают выпуклой стороной вокруг стержня, чтобы придать ему пружинные свойства. Захват может состоять из нескольких таких бистабильных элементов, чтобы обхватывать предметы сложной формы. В исходном состоянии актуатор распрямлен. Дрон подлетает к выбранному для посадки объекту и на высокой скорости опускается, ударяясь о него захватом. Мягкая рама дрона смягчает удар, а актуатор от соударения за 4 миллисекунды переходит в свернутую форму, благодаря чему захват обхватывает предмет. Затем, когда необходимо взлететь, в герметичную полимерную оболочку нагнетается воздух, и захват распрямляется. Для этого требуется около трех секунд. В развернутом состоянии захват может выступать в роли посадочных салазок. В экспериментах дрон сталкивали со стеной на скорости до двух метров в секунду. При этом отскок после столкновения происходил со скоростью менее 1.5 метра в секунду, что ниже значений для дронов с жесткой рамой. Это объясняется тем, что энергия удара поглощается за счет деформации мягкой надувной рамы. Благодаря этому дрон быстро восстанавливает контроль над движением после отскока. В тестах бистабильного захвата дрон, помимо цилиндрических насестов, успешно садился и закреплялся на предметах сложной формы, таких как строительная каска, край лестницы, камень, ветку дерева. Причем дрон может успешно садиться даже на объекты, расположенные вблизи препятствия о которое он вынужден удариться, чтобы совершить посадку. Тестовый квадрокоптер с жесткой рамой в аналогичной ситуации падает. В будущем инженеры планируют улучшить алгоритмы управления для разных уровней давления воздуха в раме. Также они планируют добавить противоскользящие элементы для предотвращения смещения положения моторов при соударениях, и изменить крепление захвата, чтобы расширить возможности дрона по посадке на предметы сложной формы. https://www.youtube.com/watch?v=_T7nMQoI57U&feature=youtu.be Помимо разработки противоударных конструкций на случай возможного столкновения с препятствиями, инженеры также совершенствуют и алгоритмы управления беспилотниками в сложных средах с большим количеством объектов вокруг. Например, инженеры из Швейцарии разработали автопилот, который способен управлять дроном в лесу на высокой скорости, выбирая маршрут и маневрируя между деревьями.