Американская компания Facebook и европейский авиастроительный концерн Airbus договорились об объединении усилий в разработке новых высотных беспилотных летательных аппаратов, предназначенных для раздачи интернета в труднодоступных районах. Об этом сообщает Flightglobal. Подробности о предстоящей совместной разработке пока неизвестны.
Между тем, компании объявили о намерении лоббировать увеличение спектра частот, которые можно будет использовать для организации широкополосного доступа в интернет, а также для обеспечения голосовой связи. Кроме того, Facebook и Airbus планируют совместно разработать и предложить поправки к международным авиационным правилам в части использования псевдоспутников.
Псевдоспутниками называют легкие беспилотные летательные аппараты, способные выполнять полеты на протяжении очень долгого времени. Для обеспечения большой продолжительности полета такие аппараты делают из очень легких и прочных материалов. Псевдоспутники создаются для полетов на большой высоте.
Как ожидается, свое предложение о расширении спектра частот для псевдоспутников Facebook и Airbus представят на Всемирной радиокоммуникационной конференции, которая состоится в октябре 2019 года. Эту конференцию организует Международный союз электросвязи, одно из учреждений ООН.
Следует отметить, что предыдущая конференция состоялась в 2015 году и по ее итогам была принята «Резолюция 160», призвавшая Международный союз электросвязи рассмотреть возможность предоставления дополнительных частот для работы псевдоспутников и стационарных станций связи. Одной из функция союза является распределение радиочастот по назначениям и по странам.
Facebook занимается разработкой интернет-беспилотника Aquila. В общей сложности этот аппарат совершил два испытательных полета, успешным из которых оказался второй — 22 мая 2017 года. Aquila разрабатывается по схеме «летающего крыла». Размах крыла аппарата соответствует пассажирскому самолету Boeing 737 — 28 метров. При этом масса аппарата в несколько сотен раз меньше.
Примерно половина массы беспилотника приходится на аккумуляторные батареи. Предполагается, что Aquila сможет находиться в воздухе до 90 дней и выполнять полеты на высоте от 18 до 27 тысяч метров. В полноценной конфигурации с передающим оборудованием потребляемая мощность беспилотника составит около пяти тысяч ватт.
Один беспилотник с помощью радиорелейного передатчика сможет транслировать интернет на территорию площадью от 40 до 80 квадратных километров со скоростью более 30 гигабит в секунду. Сигнал будут принимать радиорелейные станции, которые затем уже будут передавать его конечным пользователям.
В свою очередь Airbus разрабатывает и испытывает аппараты семейства Zephyr, которые смогут находиться в воздухе до трех месяцев. Аппараты, выполненные по схеме «летающего крыла», будут использоваться разными военными и гражданскими службами. В частности, британские военные намерены использовать аппараты Zephyr 8 для разведки и ретрансляции сигналов.
В качестве беспилотника связи Zephyr будет использоваться при ликвидации последствий стихийных бедствий. С помощью аппаратов семейства в пострадавших районах будет обеспечиваться сотовая связь стандарта 3G, обеспечивающая голосовую связь, обмен SMS и выход в интернет на небольшой скорости.
Разработкой собственного способа обеспечивать связь в пострадавших районах занимается и американский холдинг Alphabet. Его разработка получила название Loon. Речь идет о стратостатах, оборудованных системами связи стандарта LTE. В настоящее время такие стратостаты используются Alphabet для восстановления связи в пострадавшем от урагана Пуэрто-Рико.
*Facebook принадлежит компании Meta, деятельность которой в России запрещена.
Василий Сычёв
Его скорость по вертикальным поверхностям достигает шести сантиметров в секунду
Инженеры разработали прототип гибридного орнитоптера, который может садиться и ездить по вертикальным поверхностям. Помимо четырех машущих крыльев он имеет два воздушных винта и гусеничный привод с клейкими лентами, который используется для движения по стенам. Статья с описанием разработки опубликована в журнале Research. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Свобода передвижения, доступная летающим насекомым, давно вдохновляет инженеров, разрабатывающих беспилотники. К примеру способность мух быстро переходить от маневренного полета к передвижению по вертикальной поверхности пытались реализовать создатели дрона SCAMP. Они оснастили квадрокоптер двумя ножками с металлическими коготками, с помощью которых дрон может передвигаться по стенам, цепляясь за мелкие неровности. В случае срыва, дрон быстро включает роторы, чтобы предотвратить крушение. Существуют и другие прототипы мультироторных дронов, со способностью садиться на стены, однако орнитоптеры (даже с ногами) до сих пор на стену садиться не умели. Инженеры под руководством Цзи Айхуна (Aihong Ji) из Нанкинского университета аэронавтики и космонавтики разработали гибридный орнитоптер с небольшими вспомогательными воздушными винтами. Он может садиться на вертикальные поверхности, взлетать с них, а также передвигаться по ним, используя небольшой гусеничный привод с клейким покрытием и прижимную силу пропеллеров. Основную подъемную силу орнитоптера массой 135 грамм создают четыре машущих крыла, расположенные по X-образной схеме. Левая и правая пары крыльев приводятся в движение индивидуальными электромоторами. Изменяя независимо частоту их взмахов можно управлять беспилотником по оси крена. При полете на обычной скорости частота взмахов составляет 15 Герц, а максимально допустимая — 20 Герц. На носу и в хвосте орнитоптера расположены воздушные винты небольшого диаметра. В полете они генерируют дополнительную тягу, а также служат для управления по оси тангажа, отклоняя беспилотник вперед или назад. Ротор, установленный в хвосте, дополнительно имеет механизм управления вектором тяги — он может отклоняться с помощью сервопривода влево или вправо. Благодаря этому происходит управление орнитоптером по оси рыскания. В передней части аппарата установлен гусеничный привод, который используются для движения по вертикальным плоскостям. Ленты привода покрыты полидиметилсилоксаном, адгезивные свойства которого позволяют орнитоптеру удерживать сцепление с вертикальной поверхностью. При посадке на вертикальную поверхность орнитоптер сначала касается ее лентами привода, после чего изменяет уровни тяги хвостового и переднего роторов и переворачивается, прижав хвост к стене. Далее тяга роторов используется для создания прижимной силы. Так повышается сцепление и исключается возможное опрокидывание при движении. Взлет происходит в обратном порядке. Полный непрерывный переход воздух—стена—воздух происходит за 6,1 секунды. Прижимаясь к поверхности, гибрид может перемещаться по ней с помощью гусениц со скоростью до шести сантиметров в секунду. В экспериментах орнитоптер смог успешно сесть и прокатиться по стеклу, деревянной двери, мрамору, древесной коре, эластичной ткани и окрашенному листу металла. В воздухе на одной зарядке прототип может находиться около четырех минут и пролетать за это время около одного километра с максимальной скоростью 6,8 метров в секунду. https://www.youtube.com/watch?v=5st-wNxukTg В будущем разработчики планируют повысить сцепление гусеничного узла за счет добавки микрошипов в материал гусеничных лент. Также орнитоптеру добавят автономности — для этого его осностят сенсорами для самостоятельной навигации. Ранее другая команда инженеров, вдохновившись устройством крыльев жука-носорога, создала механическое крыло, которое может на короткое время складываться при ударе о препятствие, а затем вновь распрямляться за счет подвижного узла в верхней кромке. Миниатюрный орнитоптер с такими крыльями может продолжать стабильный полет, даже если его крылья ударяются об окружающие предметы.