Facebook закрыла проект собственного интернет-беспилотника

Aquila

Facebook

Американская компания Facebook в корпоративном блоге объявила о закрытии проекта разработки собственного высотного беспилотного летательного аппарата Aquila, с помощью которого в будущем планировалось раздавать интернет в труднодоступных районах Земли. Согласно заявлению компании, все работы по проекту будут прекращены в ближайшее время, а предприятие, на котором проводилась сборка прототипов беспилотников, закроется. В результате этого работы лишатся 16 человек.

Поводом для закрытия проекта беспилотника компания назвала желание сэкономить усилия — разработкой высотных долголетающих беспилотных аппаратов занимаются несколько крупнейших авиастроительных компаний, и их аппараты подходят для установки оборудования, необходимого для раздачи интернета. Вместо собственного проекта Facebook планирует заключить партнерские соглашения с авиастроительными концернами, в числе которых американская компания упомянула Airbus.

После закрытия проекта Aquila Facebook намерена сосредоточить усилия на разработке радиорелейного передатчика, с помощью которого высотные аппараты будут передавать сигнал на наземные станции для последующего его распределения конечным потребителям. В рамках этой работы компания, в частности, намерена добиться расширения зарезервированного за ней диапазона радиорелейного обмена данными. Заявка на расширение диапазона будет подана в 2019 году.

Разработка беспилотника Aquila велась на протяжении последних нескольких лет. В конструкции аппарата широко использовались композиционные материалы. Прототип аппарата был выполнен по схеме «летающее крыло». Размах крыла аппарата соответствовал пассажирскому самолету Boeing 737 — 28 метров. При этом масса беспилотника была в несколько сотен раз меньше, чем у лайнера. Примерно половина массы аппарата приходилась на аккумуляторные батареи. Предполагалось, что Aquila сможет находиться в воздухе до 90 дней и выполнять полеты на высоте от 18 до 27 тысяч метров.

В полноценной конфигурации с передающим оборудованием потребляемая мощность беспилотника должна была составить около пяти тысяч ватт. Аккумуляторные батареи Aquila были рассчитаны на обеспечение аппарата энергией на протяжении 14 часов. Один беспилотник с помощью радиорелейного передатчика смог бы транслировать интернет на территорию площадью от 40 до 80 квадратных километров со скоростью до 40 гигабит в секунду.


Первый в истории программы Aquila полет беспилотника состоялся 28 июня 2016 года. Изначально планировалось, что Aquila проведет в воздухе не более получаса, однако в ходе испытания специалисты не выявили никаких неполадок и продлили продолжительность первого полета до 96 минут. Беспилотник поднялся на высоту 655 метров. Первый полет аппарата завершился жесткой посадкой из-за порыва ветра. При этом Aquila получил повреждение конструкции правой консоли крыла.

Первый полностью успешный полет беспилотника Facebook провела в июне 2017 года. Беспилотник провел в воздухе один час и 46 минут после чего совершил безаварийную посадку. После взлета на скорости в 43 километра в час беспилотник набрал высоту 914 метров со скоростью 0,9 метра в секунду. В полете специалисты проверили работу всех бортовых систем аппарата. В целом испытания были признаны полностью успешными.

Испытания радиорелейного передатчика для раздачи интернета Facebook проводит с 2016 года. Для проверок оборудование установлено на легком двухмоторном самолете Cessna. Передатчик работает на частоте 60 гигагерц, а его ширина полосы частот составляет 2 гигагерца. Потребляемая мощность передатчика составляет 105 ватт. Во время первых испытаний скорость обмена данными между летающим самолетом и наземной станцией составила 20 гигабит в секунду, а в 2017 году этот показатель удалось довести до 40 гигабит в секунду.

В ноябре прошлого года Facebook и европейский авиастроительный концерн Airbus договорились об объединении усилий в разработке новых высотных беспилотников, предназначенных для раздачи интернета в труднодоступных районах. В рамках соглашения Facebook и Airbus, помимо прочего, планируют совместно разработать и предложить поправки к международным авиационным правилам в части использования псевдоспутников — долголетающих высотных дронов, способных находиться в воздухе неделями и месяцами.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.