Испанские ученые выяснили, что уже в возрасте чуть больше года дети понимают, что люди, которые говорят на разных языках, все равно могут общаться друг с другом. Однако справедливо это только для детей-билингвов: дети-монолингвы распознают в иностранном языке средство коммуникации, но только в том случае, если люди общаются на одном и том же иностранном языке. Исследование опубликовано в журнале Cognition.
Несмотря на то, что первые слова дети учат к концу первого года жизни, понимание того, что язык — это средство коммуникации со своими определенными правилами, появляется у них значительно раньше: например, уже в течение первых дней после рождения младенцы могут выделить в речи отдельные слова. Интересно, что касается это не только родного языка ребенка: например, уже в годовалом возрасте младенцы, когда слышат иностранную речь, понимают, что и ее цель — тоже коммуникация. Непонятно, однако, сохраняется ли это понимание для межъязыковой коммуникации.
Выяснить это решили Марк Коломер (Marc Colomer) и Нурия Себастьян Галлес (Núria Sebastián Gallés) из барселонского Университета Помпю Фабра. Для этого они провели два эксперимента с участием 96 младенцев в возрасте чуть больше года (а точнее — от 13 до 15 месяцев), из которых половина была монолингвами (родной язык обоих родителей — испанский), а другая половина — билингвами (родители были носителями либо испанского и каталанского, либо испанского и французского).
Во время первого эксперимента каждому младенцу показывали видео с участием двух женщин. Сначала каждая из них представлялась: первая женщина говорила на незнакомом детям языке (венгерском), а вторая — на их родном языке, испанском. После этого первая женщина вставала за ширму перед столом, на котором стояли два предмета (красный конус и зеленая бутылочка), один из которых женщина брала в руки и держала несколько секунд. Затем первая женщина сменялась второй и брала каждый предмет в руку по очереди.
Наконец, на финальных кадрах первая женщина, стоя за ширмой так, чтобы было видно только ее лицо, просила вторую, сидящую за столом, подать тот предмет, который она держала в самом начале — опять же на неизвестном самим младенцам языке. После этого вторая женщина поднимала тот или иной предмет — либо нужный, либо нет. Второй эксперимент проходил точно так же: разница была только в том, что вторая женщина также говорила на иностранном языке, который младенцам был неизвестен.
В соответствии с экспериментальной парадигмой привыкания детей можно научить соотносить два стимула, а затем представить им их же или новый стимул в паре с каким-то из старых: в случае, если ребенок дольше будет смотреть на новую пару стимулов, можно будет сделать вывод, что он понимает разницу между новым стимулом и старым. Ученые, поэтому, следили за тем, на какой предмет дети будут смотреть во время финальной стадии эксперимента, когда вторая женщина выбирает, что именно подать первой. В случае, если ребенок дольше смотрит на тот предмет, который женщина не должна подавать, но все равно подает (то есть тот, о котором первая женщина не просила, а другой), он понимает, что что-то идет не так — а значит, и понимает разницу между предметами.
В отличие от детей-монолингвов, которые в первом эксперименте смотрели и на тот, и на другой предмет одинаковое количество времени, дети-билингвы дольше смотрели на неправильный объект (p < 0,05). Другими словами, они понимали, что вторая женщина дает первой не тот предмет, который ей был нужен — даже зная, что женщины говорят на разных языках. Кроме того, то, насколько дольше ребенок-билингв смотрел на неправильный, а не на правильный объект, также коррелировало с тем, как часто, по словам родителей, с ним говорят на основном языке — испанском. Во втором эксперименте, в котором женщины говорили на одном и том же неизвестном младенцам языке, и билингвы, и монолингвы одинаково чуть дольше смотрели на неправильный объект — разница, однако, была незначительной.
Ученые пришли к выводу, что при наблюдении за другими людьми дети-монолингвы могут распознать коммуникацию только в том случае, если люди общаются на одном и том же языке — даже если этот язык им неизвестен. С детьми-билингвами ситуация другая: даже если они знают, что два человека говорят на разных языках, они все равно считают, что они могут друг друга понять — по сути, точно так же происходит и в знакомой им языковой среде.
Разумеется, пониманием того, что язык — это средство коммуникации, дело не ограничивается: в ходе языкового развития ребенку также нужно освоить грамматику и научиться соотносить языковые единицы с определенными объектами. И то, и другое дети, впрочем, тоже делают очень рано: служебные слова младенцы осваивают к восьми месяцам жизни, а семантические связи между предметами определяют уже в полгода.
Елизавета Ивтушок
Особенно важно это оказалось для детей из семей с низким доходом
Ответственное родительство оказалось статистически связано с успехами детей в естественных науках, технологиях, инженерии и математике (STEM) в старших классах. Особенно заметно эффект от качественного эмоционального и когнитивного развития детей проявился в семьях с низким доходом. Результаты анализа исследования на 1096 детях опубликованы в Developmental Psychology. Одна из проблем образования во многих странах — это отсутствия равного доступа к качественному обучению для всех слоев населения. Психологи и исследователи из сферы образования активно изучают влияние различных факторов на раскрытие способностей детей. Так, прошлые работы связали успехи в учебе с уровнем образования родителей вне зависимости от семейного статуса, а для детей из семей с низким доходом оказалось особенно важно дополнительное образование. Такую подготовку в некоторых странах предоставляет государство, что помогает развить способности детей из бедных семей и иметь больше шансов на поступление и поддержание хорошей успеваемости в школах с качественным образованием. Однако на готовность детей из семей с низким доходом к освоению общей школьной программы, а также популярного кластера дисциплин STEM (наука, технологии, инженерия и математика) могут влиять и другие факторы, такие как обстановка в семье, связь с родителями или качество развития ребенка в раннем детстве. Но на данный момент существующие исследования не охватывают достаточного количества семей с разнообразными характеристиками для того, чтобы можно было сделать четкие выводы. Исследователи из США под руководством Андреса Бустаманте (Andres S. Bustamante) из Калифорнийского университета в Ирвайне решили наконец разобраться в этом вопросе и узнать, насколько качество развития детей в первые пять лет связано с общими успехами в школе и в дисциплинах STEM в старших классах. Для этого авторы решили проанализировать данные лонгитюдного исследования Национального института здоровья детей и развития человеческого потенциала, в котором приняло участие 1096 семей. Исследователи собирали данные в разных временных точках с рождения детей до возраста 15 лет. Помимо оценок детей, данные включали в себя информацию о семейном статусе матери, доходе семьи, национальности, настроении и здоровье ребенка. Из всей выборки 8,23 процента семей жили в бедности или на грани бедности, 18,28 процента имели низкий доход, 21,66 процента — низкий/средний доход, а остальные — средний/высокий доход. К детям, которые как минимум 10 часов в неделю были под присмотром других людей (родственников, в детских садах и так далее), приходили наблюдатели для оценки качества эмоционального и когнитивного развития детей в возрасте 6, 15, 24, 36 и 54 месяцев. Наблюдатель оценивал чувствительность воспитателя к состоянию ребенка (создание комфортной для него атмосферы, реагирование на нужды ребенка) и уровень стимулирования когнитивных способностей (включение в общение с ребенком новых слов, создание для него изменяющихся ситуаций и новых задач, использование качественной обратной связи и тому подобное) по четырехбалльной шкале. В 15 лет дети проходили тесты когнитивных способностей Вудкока-Джонсона, а работники школы предоставляли информацию о дополнительных предметах учеников, их общим оценкам и оценкам по дисциплинам STEM. С помощью регрессионного анализа авторы выявили влияние чувствительности воспитателя к нуждам ребенка в раннем детстве на школьные оценки по дисциплинам STEM в 15 лет (p = 0,01), но не на баллы по тесту. Доход семьи отдельно на этих показателях не отразился (p = 0,02), но совместно со стимулированием когнитивных способностей в раннем детстве также повлиял на оценки в 15 лет. На эту связь влияли успехи в дисциплинах STEM в 3-5 классах. Такие результаты говорят о том, что для детей из семей с низким доходом качество когнитивной стимуляции в большей степени предсказывало успехи в учебе и конкретно в дисциплинах STEM, чем для детей из семей с более высоким доходом. Таким образом, авторы показали, что ответственное родительство, подразумевающее качественное эмоциональное и когнитивное развитие ребенка, связано с уменьшением разрыва в неравенстве между детьми из семей с высоким и низким доходом при поступлении в классы со STEM-образованием и успехами в этих дисциплинах. Ранее мы рассказывали о том, как занятие музыкой в детстве помогает улучшить когнитивные способности, а так же о том, насколько хорошо учителя могут оценивать успехи своих учеников.