Шестимесячные младенцы быстрее находят названный объект среди двух, если они не относятся к одной категории. Это выяснили американские ученые, которые проверили способность младенцев соотносить названия объектов с их изображениями. Кроме того, исследователи выяснили, что способность выстраивать подобную семантическую связь соотносится с тем, как родители общаются с детьми дома. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Способность к пониманию и производству речи развивается достаточно быстро: в шесть месяцев младенцы начинают понимать простые существительные, а в годовалом возрасте — соотносить названия объектов, относящихся к одной категории (например, животные или мебель). Последнее, а именно — способность связывать слова на основе их семантики, необходимо для эффективного использования языка, однако, до сих пор неизвестно, появляется ли она в самом раннем возрасте (до начала активного говорения) или же после — когда ребенок учится самостоятельно использовать слова для описания действительности.
Элика Бергельсон (Elika Bergelson) и Ричард Эслин (Richard Aslin) из американского университета Дьюка проверили способность полугодовалых детей распознавать объекты по их названиям и отличать их в зависимости от объединяющих (или наоборот — разъединяющих) категорий. Всего в исследовании принял участие 51 ребенок: каждый из них прошел эксперимент на распознавание названных объектов, а их родители предоставили аудио- и видеозаписи обычного дня общения с ребенком.
Во время эксперимента детям показывали две пары картинок с простыми, знакомыми им объектами: одни были связаны (например, средства передвижения: коляска и машина), а другие — не связаны (например, машина и коробочка с соком). Затем, один из предметов назывался вслух: например, «машина».
Главным показателем внимания участников были движения глаз, записанные с помощью специального прибора. Ученые предположили, что в случае, если дети могут распознать семантически связанные объекты, они будут правильнее и быстрее выбирать названный предмет, когда объекты, представленные им, не связаны — точно так же, как это делают дети постарше и взрослые. В результате 36 детей правильно «выбирали» названный объект в том случае, когда представленные предметы были семантически не связаны, а 26 — когда объекты были связаны. По частоте и качеству распознавания объекты между собой не различались.
Затем исследователи связали результаты эксперимента с данными о том, как с детьми общаются в реальной жизни, а именно — как часто родители детей при упоминании объектов показывают их. Например, при общении взрослый может показать ребенку резиновый мячик и назвать его «мячиком» или может рассказать о том, что когда они пойдут в зоопарк, то увидят там льва, при этом не показывая ребенку, что такое «лев». Ребенок, таким образом, сможет самостоятельно выстроить связь между отдельной лексемой и предметом только в первом случае.
Ученые выяснили, что способность к эффективному распознаванию объектов в шестимесячном возрасте не связана с тем, как часто родители говорят с детьми в принципе, но существенно (p = 0,013) коррелирует с тем, как часто родители показывают детям предметы и называют их.
На основании полученных результатов ученые делают вывод, что формирование связей между объектами реального мира и их лексическими обозначениями происходит еще до того возраста, когда ребенок начинает активно говорить. Кроме того, ученые, на основании того, что несвязанные объекты помогают детям быстрее найти названный объект, а связанные — наоборот, также делают вывод о том, что дети могут отнести объекты к одной категории. Исследователи также отмечают важную роль, которую играет общение с детьми дома в процессе формирования словарного запаса.
Способность к языку — не единственная когнитивная функция, которая изучается среди маленьких детей. Так, в нашей заметке вы можете прочитать о том, как полугодовалые и десятимесячные дети смогли воспользоваться заранее известной информацией при визуальном поиске, а здесь — о том, как дети постарше распределяют ресурсы в пользу более сильных.
Елизавета Ивтушок
Особенно важно это оказалось для детей из семей с низким доходом
Ответственное родительство оказалось статистически связано с успехами детей в естественных науках, технологиях, инженерии и математике (STEM) в старших классах. Особенно заметно эффект от качественного эмоционального и когнитивного развития детей проявился в семьях с низким доходом. Результаты анализа исследования на 1096 детях опубликованы в Developmental Psychology. Одна из проблем образования во многих странах — это отсутствия равного доступа к качественному обучению для всех слоев населения. Психологи и исследователи из сферы образования активно изучают влияние различных факторов на раскрытие способностей детей. Так, прошлые работы связали успехи в учебе с уровнем образования родителей вне зависимости от семейного статуса, а для детей из семей с низким доходом оказалось особенно важно дополнительное образование. Такую подготовку в некоторых странах предоставляет государство, что помогает развить способности детей из бедных семей и иметь больше шансов на поступление и поддержание хорошей успеваемости в школах с качественным образованием. Однако на готовность детей из семей с низким доходом к освоению общей школьной программы, а также популярного кластера дисциплин STEM (наука, технологии, инженерия и математика) могут влиять и другие факторы, такие как обстановка в семье, связь с родителями или качество развития ребенка в раннем детстве. Но на данный момент существующие исследования не охватывают достаточного количества семей с разнообразными характеристиками для того, чтобы можно было сделать четкие выводы. Исследователи из США под руководством Андреса Бустаманте (Andres S. Bustamante) из Калифорнийского университета в Ирвайне решили наконец разобраться в этом вопросе и узнать, насколько качество развития детей в первые пять лет связано с общими успехами в школе и в дисциплинах STEM в старших классах. Для этого авторы решили проанализировать данные лонгитюдного исследования Национального института здоровья детей и развития человеческого потенциала, в котором приняло участие 1096 семей. Исследователи собирали данные в разных временных точках с рождения детей до возраста 15 лет. Помимо оценок детей, данные включали в себя информацию о семейном статусе матери, доходе семьи, национальности, настроении и здоровье ребенка. Из всей выборки 8,23 процента семей жили в бедности или на грани бедности, 18,28 процента имели низкий доход, 21,66 процента — низкий/средний доход, а остальные — средний/высокий доход. К детям, которые как минимум 10 часов в неделю были под присмотром других людей (родственников, в детских садах и так далее), приходили наблюдатели для оценки качества эмоционального и когнитивного развития детей в возрасте 6, 15, 24, 36 и 54 месяцев. Наблюдатель оценивал чувствительность воспитателя к состоянию ребенка (создание комфортной для него атмосферы, реагирование на нужды ребенка) и уровень стимулирования когнитивных способностей (включение в общение с ребенком новых слов, создание для него изменяющихся ситуаций и новых задач, использование качественной обратной связи и тому подобное) по четырехбалльной шкале. В 15 лет дети проходили тесты когнитивных способностей Вудкока-Джонсона, а работники школы предоставляли информацию о дополнительных предметах учеников, их общим оценкам и оценкам по дисциплинам STEM. С помощью регрессионного анализа авторы выявили влияние чувствительности воспитателя к нуждам ребенка в раннем детстве на школьные оценки по дисциплинам STEM в 15 лет (p = 0,01), но не на баллы по тесту. Доход семьи отдельно на этих показателях не отразился (p = 0,02), но совместно со стимулированием когнитивных способностей в раннем детстве также повлиял на оценки в 15 лет. На эту связь влияли успехи в дисциплинах STEM в 3-5 классах. Такие результаты говорят о том, что для детей из семей с низким доходом качество когнитивной стимуляции в большей степени предсказывало успехи в учебе и конкретно в дисциплинах STEM, чем для детей из семей с более высоким доходом. Таким образом, авторы показали, что ответственное родительство, подразумевающее качественное эмоциональное и когнитивное развитие ребенка, связано с уменьшением разрыва в неравенстве между детьми из семей с высоким и низким доходом при поступлении в классы со STEM-образованием и успехами в этих дисциплинах. Ранее мы рассказывали о том, как занятие музыкой в детстве помогает улучшить когнитивные способности, а так же о том, насколько хорошо учителя могут оценивать успехи своих учеников.