Младенцы способны использовать знания об объектах реального мира для визуального поиска уже в возрасте шести месяцев. Это выяснили американские ученые, которые проверили способность маленьких детей пользоваться нисходящим вниманием при поиске лиц среди геометрических фигур. Статья опубликована в журнале Developmental Science.
При зрительном поиске используются два типа внимания: восходящее (bottom-up) и нисходящее (top-down). Например, если человеку необходимо найти красный резиновый мячик в шкафу, то он воспользуется нисходящими процессами: знанием о том, где мячик, и как он выглядит; если такой же мячик внезапно упадет перед его лицом, то внимание будет распределяться в соответствии с восходящими процессами внимания: человек сначала увидит мяч, а потом уже отреагирет на него. Взрослые люди успешно пользуются нисходящим вниманием при визуальном поиске; однако, до сих пор неизвестно, в каком возрасте эта способность появляется.
Авторы новой работы решили проверить наличие способности к нисходящему вниманию у младенцев разных возрастов, а именно — шести- и десятимесячных детей. Ученые предположили, что дети даже в самом юном возрасте смогут извлечь необходимую для дальнейшего поиска информацию, и что эта способность улучшится с возрастом.
В исследовании приняли участие 25 полугодовалых и 21 десятимесячный младенец без задержек в развитии. В ходе эксперимента детям показывали черный экран, на котором были расположены четыре яркие геометрические фигуры. Через некоторое время фигуры переворачивались: на одной из них было изображено женское лицо, приветствующее ребенка. Для учета реакции ученые записывали движения глаз детей при помощи специального прибора.
Лица были расположены на фигурах в двух вариантах: случайном (лицо могло появится на месте любой из четырех фигур) или повторном (лицо несколько раз появлялось в одном и том же месте). Ученые предположили, что, в случае если дети пользуются нисходящим вниманием при зрительном поиске, они будут тратить меньше времени на то, чтобы найти повторяющуюся цели, то есть будут ожидать повторяющуюся цель в определенном месте.
Результаты анализа данных показали, что младенцы быстрее (p < 0,001) находили лицо, которое появлялось на уже известном месте, чем лицо, которое появилось в новом месте. Эффект возраста был незначимым (p > 0,352): то есть, дети быстрее находят уже увиденную цель вне зависимости от возраста.
Таким образом, авторы работы сделали вывод, что способность к использованию нисходящего внимания развивается уже в самом юном возрасте: дети в возрасте шести месяцев способны использовать обучение, память и внимание для поиска необходимой информации. Ученые также отмечают, что в будущем необходимо провести подобный эксперимент с использованием более реалистичных условий, так как детям редко приходится искать необходимую информацию среди определенных геометрических фигур.
Специалисты по психологии развития изучают и другие факторы, влияющие на становление когнитивных функций в юном возрасте. Например, в нашей заметке вы можете узнать о том, как сон влияет на словарный запас в младенчестве, а здесь — о том, как дети распределяют ресурсы в пользу более сильных уже в возрасте полутора лет.
Елизавета Ивтушок
Музыкальные ритмы были эффективны и для типично развивающихся детей, и для детей с задержкой речевого развития
Музыкальные ритмы помогли франкоговорящим детям повторить услышанные фразы, даже грамматически сложные. Причем все дети делали меньше грамматических ошибок, когда перед фразой слышали регулярные ритмы, и больше, если слышали нерегулярные ритмы. От регулярных ритмов нерегулярные отличаются тем, что в них не выделяется сильный удар (сильная доля), на слух их рисунок кажется неупорядоченным, неустойчивым и непривычным. Статья опубликована в журнале npj Science of Learning. Известно, что у детей с музыкальным образованием к 10-11 годам на ЭЭГ отмечается компонент мозговой активности, который возникает в ответ на грамматические ошибки. А у детей того же возраста, но без музыкального образования, такой реакции нет. Также есть исследования, согласно которым лучше с повторением сложных грамматических конструкций справляются те шестилетние дети, которые имеют более высокие способности к восприятию музыкальных ритмов, чем их сверстники. Исходя из этих данных возникло предположение, что музыка (и музыкальный ритм в частности) могут влиять на последующую обработку речи. Ряд работ подтвердил это для детей с типичным развитием и нарушениями речи. Кроме того, эти исследования показали, что, слушая музыку, дети лучше справляются с пониманием смысла слов или речевых оборотов, а слушая только ритм (грубо говоря, только партию ударных) — с составлением грамматически верных предложений. Тем не менее большинство таких исследований сравнительно небольшие, особенно те, которые посвящены детям с нарушениями речи. Также такие исследования, как правило, проводятся с носителями одного языка, а для подтверждения необходимо повторять эти результаты и с носителями других языков. Поэтому подобные исследования продолжаются. Анна Фивеш (Anna Fiveash) из Лионского университета и ее коллеги провели небольшое исследование, в котором участвовали 33 франкоговорящих ребенка (5-13 лет). Из них 18 детей — с типичным развитием (11 девочек, 7 мальчиков), и 15 детей, у которых были диагностированы нарушения речевого развития (7 девочек, 8 мальчиков). Круг этих нарушений иначе называют специфическими расстройствами развития речи, задержкой речевого развития или дисфазией развития. Такие расстройства дают о себе знать на первых этапах развития речи, без периода ее нормального развития. При этом у детей с задержкой развития речи нет проблем со слухом. Также они не страдают другими заболеваниями, в рамках которых возникают речевые трудности, и растут в подходящих для нормального развития речи условиях. В первый день эксперимента дети слушали через наушники музыкальные ритмы длиной в 32 секунды. Вслед за ритмом проигрывалось шесть фраз, и ребенок повторял каждую фразу сразу после того, как она была произнесена. Всего дети услышали шесть ритмов и, соответственно, 36 фраз. Прослушать все шесть записей ритмов можно тут. Все фразы, которые слышали участники, состояли из одного предложения. Но только двенадцать из них были простыми предложениями, например, «Дети играли в парке». Еще двенадцать предложений с определительными придаточными, в которых определяемое слово выступает в роли субъекта: «Это та женщина, которая видела Фрэнка на улице». И последние двенадцать предложений с определительными придаточными, в которых определяемое слово выполняет роль объекта: «Это тот кот, которого вчера спрятал Том». И, соответственно, после каждого ритма дети слышали по два предложения из каждой категории. Прослушать записи всех фраз можно тут. Повторяя фразы, дети старались сделать это как можно точнее. Если им удавалось, они получали один балл. Если нет, то полбалла, когда они совершали грамматические ошибки, которые не нарушали основной структуры предложения — например, путали времена глаголов, использовали неподходящий предлог. И ноль баллов при изменении структуры предложений — например, при замене одной формы придаточного предложения другой. Сами дети о правильности выполнения задания узнавали с помощью бегунка, который сдвигался в ту или другую сторону в зависимости от верного или ошибочного ответа. Во второй день эксперимента после прослушивания тех же ритмов дети среди множества изображений предметов и животных вычеркивали последних (субтест Шкалы Векслера). Необходимо было вычеркнуть как можно больше животных за 23 секунды: после одного ритма детям давали один лист с 32-35 животными, и тоже после каждого следующего ритма. Результаты показали, что типично развивающиеся дети лучше справились с заданием на повторение фраз, чем дети с задержкой речевого развития (p < 0,001). Но все дети, повторяя фразы после прослушивания регулярного ритма, сделали меньше грамматических ошибок, чем при повторении предложений, которые проигрывались после нерегулярных ритмов (p = 0,01). И меньше ошибок дети делали даже при работе с грамматически сложными структурами, которые, как правило, особенно тяжелы для восприятия детям с дисфазией развития. При этом также имел значение возраст: чем старше были дети, тем лучше они справлялись с заданием (p < 0,001). Также после предъявления регулярных ритмов лучше с заданием на повторение справлялись те дети с типичным развитием, чья скорость чтения была выше (p = 0,002). Для детей с дисфазией развития скорость чтения не имела значение, как и для всех детей — способность к восприятию ритма. А вот задание на вычеркивание животных дети выполнили одинаково вне зависимости от того, делали они это после регулярных или нерегулярных ритмов (p = 0,91). Из этого ученые заключили, что музыкальные ритмы специфически связаны с грамматическими навыками, но, по всей видимости, не оказывают более общего мотивирующего или возбуждающего эффекта (не повлияли на другой вид деятельности). Зато в рамках грамматических заданий музыкальные ритмы эффективны и для детей с типичным развитием, и для детей с задержкой речевого развития. И что интересно, при этом эта эффективность не связана со способностью ребенка к восприятию ритмов. У этого исследования есть существенные ограничения: очень небольшой размер выборки и при этом очень широкий разброс по возрасту внутри. Сами авторы отмечают это и объясняют трудностями набора детей с задержкой речевого развития из-за невысокой распространенности заболеваний и их гиподиагностики. И для подтверждения ссылаются и на скромность выборок в других подобных работах. В этой работе рассматривалось влияние именно прослушивания музыкальных ритмов на речевые навыки. Но не только такое занятие музыкой эффективно для людей с первичными и вторичными нарушениями речи. Например, поющие дети со слуховыми аппаратами лучше разбирают речь на фоне шума, чем те, кто не занимается пением.