Особенно важно это оказалось для детей из семей с низким доходом
Ответственное родительство оказалось статистически связано с успехами детей в естественных науках, технологиях, инженерии и математике (STEM) в старших классах. Особенно заметно эффект от качественного эмоционального и когнитивного развития детей проявился в семьях с низким доходом. Результаты анализа исследования на 1096 детях опубликованы в Developmental Psychology.
Одна из проблем образования во многих странах — это отсутствия равного доступа к качественному обучению для всех слоев населения. Психологи и исследователи из сферы образования активно изучают влияние различных факторов на раскрытие способностей детей. Так, прошлые работы связали успехи в учебе с уровнем образования родителей вне зависимости от семейного статуса, а для детей из семей с низким доходом оказалось особенно важно дополнительное образование. Такую подготовку в некоторых странах предоставляет государство, что помогает развить способности детей из бедных семей и иметь больше шансов на поступление и поддержание хорошей успеваемости в школах с качественным образованием.
Однако на готовность детей из семей с низким доходом к освоению общей школьной программы, а также популярного кластера дисциплин STEM (наука, технологии, инженерия и математика) могут влиять и другие факторы, такие как обстановка в семье, связь с родителями или качество развития ребенка в раннем детстве. Но на данный момент существующие исследования не охватывают достаточного количества семей с разнообразными характеристиками для того, чтобы можно было сделать четкие выводы.
Исследователи из США под руководством Андреса Бустаманте (Andres S. Bustamante) из Калифорнийского университета в Ирвайне решили наконец разобраться в этом вопросе и узнать, насколько качество развития детей в первые пять лет связано с общими успехами в школе и в дисциплинах STEM в старших классах. Для этого авторы решили проанализировать данные лонгитюдного исследования Национального института здоровья детей и развития человеческого потенциала, в котором приняло участие 1096 семей. Исследователи собирали данные в разных временных точках с рождения детей до возраста 15 лет. Помимо оценок детей, данные включали в себя информацию о семейном статусе матери, доходе семьи, национальности, настроении и здоровье ребенка.
Из всей выборки 8,23 процента семей жили в бедности или на грани бедности, 18,28 процента имели низкий доход, 21,66 процента — низкий/средний доход, а остальные — средний/высокий доход. К детям, которые как минимум 10 часов в неделю были под присмотром других людей (родственников, в детских садах и так далее), приходили наблюдатели для оценки качества эмоционального и когнитивного развития детей в возрасте 6, 15, 24, 36 и 54 месяцев. Наблюдатель оценивал чувствительность воспитателя к состоянию ребенка (создание комфортной для него атмосферы, реагирование на нужды ребенка) и уровень стимулирования когнитивных способностей (включение в общение с ребенком новых слов, создание для него изменяющихся ситуаций и новых задач, использование качественной обратной связи и тому подобное) по четырехбалльной шкале. В 15 лет дети проходили тесты когнитивных способностей Вудкока-Джонсона, а работники школы предоставляли информацию о дополнительных предметах учеников, их общим оценкам и оценкам по дисциплинам STEM.
С помощью регрессионного анализа авторы выявили влияние чувствительности воспитателя к нуждам ребенка в раннем детстве на школьные оценки по дисциплинам STEM в 15 лет (p = 0,01), но не на баллы по тесту. Доход семьи отдельно на этих показателях не отразился (p = 0,02), но совместно со стимулированием когнитивных способностей в раннем детстве также повлиял на оценки в 15 лет. На эту связь влияли успехи в дисциплинах STEM в 3-5 классах.
Такие результаты говорят о том, что для детей из семей с низким доходом качество когнитивной стимуляции в большей степени предсказывало успехи в учебе и конкретно в дисциплинах STEM, чем для детей из семей с более высоким доходом.
Таким образом, авторы показали, что ответственное родительство, подразумевающее качественное эмоциональное и когнитивное развитие ребенка, связано с уменьшением разрыва в неравенстве между детьми из семей с высоким и низким доходом при поступлении в классы со STEM-образованием и успехами в этих дисциплинах.
Негативная музыка от погоды не зависела
Британские, немецкие и австралийские исследователи обнаружили, что вероятность попадания музыки с высокой интенсивностью и позитивными эмоциями в верхние строчки чартов Великобритании увеличивается с ростом температуры воздуха и уменьшается в дождь. При этом популярность меланхоличной музыки от погоды не зависит. Отчет о работе появился в журнале Royal Society Open Science. Музыка — общечеловеческий феномен, присущий всем известным культурам, и часть повседневной жизни большинства людей. Одна из важнейших ее функций — это регуляция настроения. Зачастую люди слушают музыку, чтобы подкрепить, выпустить или сменить текущие эмоции, что, в свою очередь, влияет на физическое здоровье, психическое благополучие и когнитивное функционирование. При этом большинство социально-психологических исследований на эту тему касаются либо индивидуальных черт, таких как возраст или тип личности, либо контекста и жизненных ситуаций. В двух небольших работах было показано, что, когда людей просят представить определенный сезон, это влияет на их выбор музыки — энергичную предпочитают весной и летом, меланхоличную зимой. Однако здесь идет речь о гипотетических ситуациях и субъективных комментариях. Возрастающая доступность данных музыкальных сервисов позволяет проследить более обширные тренды — к примеру, анализ выборки из миллиона пользователей в 51 стране продемонстрировал, что в рабочее время люди больше слушают бодрые композиции, а поздно вечером — расслабляющие, то есть их выбор оформляет и отражает настроение. Сотрудники Оксфордского университета, Институтов эмпирической эстетики и человеческих когнитивных и нейронаук Общества имени Макса Планка, Университетов Джеймса Кука и Кертина под руководством Мануэля Англады-Торта (Manuel Anglada-Tort) сосредоточили внимание на корреляции музыкальных предпочтений с погодой. Они воспользовались данными обо всех синглах, вошедших в недельные топ-100 официального чарта Великобритании с 1953 по 2019 год — всего 23859 песен 7398 исполнителей. С помощью сервиса Spotify для каждой композиции определили девять ключевых аффективных параметров: громкость, танцевальность, энергичность, инструментальность, акустичность, разговорность, присутствие живой аудитории, позитивный или негативный эмоциональный заряд и темп. Последний параметр оценивали в ударах в минуту, остальные дихотомически (0 или 1). Для всех этих показателей определили месячные корреляты с данными государственной метеослужбы о температуре воздуха, количестве ярких солнечных часов и дней с осадками более миллиметра, а также ввели поправку на долгосрочные тренды в погоде и музыке. Анализ проводили методом главных компонент и с помощью обобщенных аддитивных моделей. Выяснилось, что энергичная и позитивная музыка чаще появлялась в чартах при теплой и солнечной погоде, причем это проявлялось сильнее всего в те месяцы, когда тепла и солнца было мало (наиболее востребованной она оказалась в конце лета и осенью). В дождливую пору, напротив, такие мелодии пользовались меньшей популярностью. При введении дополнительных поправок на сезонные факторы помимо погоды (например, отпуска и праздники) влияние солнечного света оказывалось незначимым, а тепла и осадков — сохранялось. Спокойная и негативная музыка с погодными факторами и временем года никак не коррелировала. Дополнительный анализ, учитывающий популярность песен, выявил наибольшую связь с погодой композиций из топ-10, при этом у нижних 10 строк топ-100 она практически отсутствовала. Предположительно, совпадение настроения композиции с преобладающей погодой может быть фактором, который способствует ее продвижению к вершине чарта. Как пишут авторы работы, полученные результаты дополняют исследования из других областей (например, финансов, преступности, психического здоровья), демонстрируя, что крупномасштабные популяционные предпочтения культурных феноменов (в данном случае музыки) находятся в числе прочего под влиянием долговременных факторов окружающей среды (погоды) через механизмы регуляции настроения. В 2017 году канадские нейробиологи выяснили, что за наслаждение музыкой отвечает та же мозговая система, что и за удовольствие от психоактивных веществ, секса и еды. Чтобы объективно оценить степень вовлеченности в прослушивание музыки, их американские коллеги два года спустя измерили синхронизацию с ней мозговой активности. Тогда же другой канадский коллектив показал, что фактор неожиданности повышает удовольствие от музыки.