Британские и американские психологи выяснили, что то, какие оценки ставят школьникам учителя в период обучения, лучше предсказывает их академический успех, чем результаты стандартизированных тестов и экзаменов. Это показали с помощью исследования, в котором оценивалась успеваемость пяти тысяч пар близнецов, что также позволило оценить влияние генетических и внешних факторов. Статья опубликована в The Journal of Child Psychology and Psychiatry.
Большинство образовательных систем для оценки успеваемости учащихся полагаются на результаты стандартизированных тестов или экзаменов: это, к примеру, позволяет определить, можно ли перевести ребенка на следующий уровень обучения или же выпустить его из школы и принять в университет или колледж. Во время обучения — еще до итоговых экзаменов и тестов — оценки выставляют сами учителя, которые пользуются программами и системами оценивания, причем нередко своими собственными.
При этом до сих пор не до конца ясно, как успеваемость в течение года коррелирует с итоговыми оценками по стандартизированным тестам: во многом из-за того, что в двух этих системах могут использоваться разные методы. Выяснить это решили ученые под руководством Каили Римфелд (Kaili Rimfeld) из Королевского колледжа Лондона. Они собрали данные об успеваемости более пяти тысяч пар близнецов, учившихся в школах Великобритании: данные как о результатах стандартизированных тестов и экзаменов, так и об оценках, выставленных учителями, были доступны для возраста 7, 11, 14, 16 и 18 лет. Использование в исследовании близнецов — как дизиготных, так и монозиготных — также позволило ученым выделить влияние на оценки и связь между ними генетических факторов и факторов окружающей среды (то есть внешних — общих и раздельных для каждого в паре). В исследовании оценивалась успеваемость учеников по математике, английскому языку и блоку естественных наук: в целом, ученые проверили корреляцию между оценками учителей и результатами стандартизированных тестов с 7 до 14 лет и то, могут ли они предсказать результаты выпускных экзаменов в 16 и 18 лет, а также, дополнительно, будет ли принят участник исследования в университет после получения среднего образования.
Средний коэффициент корреляции между оценками, выставленными учителями, и оценками, полученными за стандартизированные тесты, составил 0,7, а с учетом генетических факторов (они объясняли около 60 процентов различий в оценках) — 0,8. Что касается предсказания оценок за экзамены в старшем возрасте — в 16 и 18 лет — то от оценок учителей учеников в возрасте от 7 до 14 лет зависел примерно 41 процент различий, а от результатов стандартизированных тестов — всего 10 процентов. Также оценки учителей лучше предсказывали поступление в университет: 13 процентов различий (дополнительные три процента объяснялись результатами стандартизированных тестов).
Единые тесты и экзамены, способные оценить успеваемость учеников разных возрастных групп, весьма удобны для системы образования. Авторы этой работы, однако, настаивают на том, что оценить прогресс учеников могут и сами учителя — выставляя оценки за работу на уроке, выполнение домашних заданий и за контрольные работы на основании пройденного материала. На основании этого, а также того, что ученики, стремясь к высоким результатам стандартизированных тестов, могут существенно ограничить получаемые знания, они предлагают заменить некоторые экзаменационные практики оценкой учителей.
В 2016 году другая группа ученых выяснила, что помочь снизить агрессию среди школьников может доброжелательное отношение между учениками и учителями. Прочитать об этом вы можете в нашей заметке.
Елизавета Ивтушок
И чаще выбирали секретную награду вместо известной
Человеческие дети более любопытны, чем орангутаны, гориллы, шимпанзе и бонобо. К такому выводу пришли американские исследователи, когда провели эксперименты с большими человекообразными обезьянами и детьми от трех до пяти лет. В них обнаружилось, что в условиях неопределенности дети чаще выбирают непрозрачную чашку с неизвестной наградой вместо прозрачной чашки, содержимое которых можно увидеть. А обезьяны — наоборот. Работа опубликована в PLoS ONE.