Уровень образования родителей влияет на способности к математике детей значительно больше, чем рабочая память и эмоциональные расстройства. В среднем у детей людей с высшим образованием оценки по математике на 41 процент лучше. Кроме того, важным фактором для успеваемости по этому предмету является социально-экономический статус семьи. Статья опубликована в журнале Royal Society Open Science.
Слабую успеваемость по математике в детстве связывают с более низким социально-экономическим статусом, худшим трудоустройством и состоянием здоровья и высоким риском возникновения депрессии во взрослой жизни по сравнению с людьми с лучшими математическими способностями. Поэтому ученых интересуют параметры, которые влияют на успехи в этом предмете.
С достижениями в учебе связывают целый ряд психических и когнитивных показателей. Во-первых, это интернализация — склонность переживать эмоции внутри себя — симптом, характерный для тревожно-депрессивных расстройств. Интернализация часто встречается у детей, ее связывают с низкой успеваемостью в учебе.
Логично предположить, что на способности к математике также влияет рабочая память — система временного хранения информации для ее обработки в процессе сложной познавательной деятельности. Несколько исследователей связали рабочую память с образованием и математическими способностями, ее назвали лучшим показателем успеваемости по сравнению с IQ.
Даниэль Эванс (Danielle Evans) и ее коллеги из Сассекского университета исследовали влияние на способности к математике ряда параметров. Для этого ученые провели дополнительный анализ результатов Лонгитюдного исследования родителей и детей графства Эйвон (Avon Longitudinal Study of Parents and Children), многолетнего наблюдения за 14 тысячами детей, которые родились в 1991-1992 году, и их родителями. Авторы нового исследования взяли для анализа следующие параметры: результаты четырех тестирований по математике (в возрасте 6-7, 10-11, 13-14 и 15-16 лет), симптомы интернализации в 11 лет, эмоциональный темперамент в три года, IQ в восемь лет и рабочую память в 10. Кроме того, учитывали биологический пол участников, социально-экономический статус их семей, уровень образования родителей и травмирующие события.
Даже слабые отличия в рабочей памяти и симптомах интернализации предсказывали изменения успеваемости по математике в 11 лет (p < 0,001), а эмоциональный темперамент не повлиял на математические способности в этом возрасте (p = 0,066). Кроме того, более высокие оценки были у мальчиков, детей с высоким IQ, а также тех, кто жил в семье с высоким социально-экономическим статусом и чьи родители были более образованными. Последний параметр оказался самым важным: дети родителей с высшим образованием были на 41 процент успешнее детей, чьи родители окончили только школу (p < 0,001). Эффект остальных показателей был невысок — они изменяли успеваемость лишь на несколько процентов.
Затем исследователи оценили влияние тех же параметров на прогресс в оценках по математике с 6 лет до 16. Значительными оказались те же параметры, но ни один из них не влиял на успеваемость существенно — в среднем за год ученик улучшает свой уровень на 53 процента, а исследованные показатели изменяли эту величину всего на несколько процентов.
В этом исследовании не учитывали влияние экологической обстановки на когнитивные способности. Зато ученые из Китая провели отдельное исследование и выяснили, что в округах страны с более загрязненным воздухом люди хуже справляются с математическими и вербальными тестами.
Алиса Бахарева
Этот механизм связан с балансом глутамата и ГАМК в дополнительной моторной коре
Британские исследователи обнаружили, что компульсивное поведение связано с уровнями возбуждающей и тормозной нервной передачи, измеренными по соответствующим нейромедиаторам глутамату и ГАМК, в дополнительной моторной коре мозга. Такая закономерность наблюдается и у здоровых людей, и у пациентов с обсессивно-компульсивным расстройством. Публикация об этом появилась в журнале Nature Communications. Компульсивность (поведение, связанное с устойчивым повторением действий в ущерб адаптации) представляет собой трансдиагностическую психиатрическую черту без четкой границы между здоровой и патологической частями спектра. Индивидуальные различия в таком поведении связаны с функционированием дискретных «петель» между лобными долями и полосатыми телами как у здоровых людей с компульсивными чертами, так и у пациентов с максимальным уровнем компульсивных симптомов — например, при расстройствах, связанных с употреблением психоактивных веществ, или обсессивно-компульсивном расстройстве (ОКР). С большой вероятностью это связано с нейрохимической дисрегуляцией корковых сетей, в частности нарушением баланса основных медиаторов возбуждения и торможения — соответственно глутамата и гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Однако имеющиеся исследования, проведенные с невысоким разрешением, не позволяют сделать об этом однозначные выводы. Сотрудники Кембриджского университета под руководством Тревора Роббинса (Trevor Robbins) пригласили для участия в исследовании 31 пациента с ОКР и 30 здоровых добровольцев. У них всех определили уровни глутамата, его метаболита глутамина, ГАМК и N-ацетиласпартата (показатель целостности нейронов) в передней поясной извилине (ACC) и дополнительной моторной коре (SMA) — ключевых областей лобно-стриатного контура, связанного с компульсивностью. В качестве региона сравнения выбрали затылочную кору (OCC). Исследование проводили методом протонного магнитного резонанса (ПМР) с индукцией в семь тесла и оптимизированной последовательностью импульсов (semi-LASER). Также участники заполнили три опросника для оценки компульсивности (OCI, IUS и профильные подразделы HTQ и YBOCS) и выполнили задание со снижающейся вероятностью ожидаемого исхода (contingency degradation task, CD). Оно позволяет количественно оценить склонность к привычным действиям (от стимула к ответу) или, напротив, к целенаправленным (от действия к результату). Выяснилось, что уровни глутамата и ГАМК у здоровых добровольцев сбалансированы (то есть положительно коррелируют друг с другом) во всех трех исследованных областях (ACC, SMA и OCC), а у пациентов с ОКР — только в ACC. Сравнение уровней нейрометаболитов показало, что при ОКР в ACC значительно выше уровень глутамата и его отношение к ГАМК, а уровень ГАМК ниже, чем у здоровых людей. В SMA подобных различий не наблюдалось. Как и ожидалось, уровень компульсивности по данным опросников был выше при ОКР, при этом и у пациентов, и у здоровых участников он положительно коррелировал с концентрацией глутамата в SMA, но не в ACC. Индекс привычного реагирования по CD в среднем оказался одинаковым в обеих группах и увеличивался с повышением уровня глутамата или снижением уровня ГАМК в SMA. При ОКР схожая закономерность прослеживалась и в ACC. Таким образом, механизмы привычного контроля и соотносящегося с ним компульсивного поведения, общие для здоровых людей и пациентов с ОКР, связаны с SMA. ACC дополнительно вовлечена в поддержание баланса между привычным и целенаправленным реагированием при ОКР. Авторы работы подчеркивают, что обнаруженная связь сугубо корреляционная, и для выяснения причинности необходимы дальнейшие исследования. Ранее разные научные группы показывали, что люди с ОКР и люди с игровой зависимостью по-разному учатся на результатах принятых решений и восприимчивы к награде; что компульсии мешают формированию адаптивного поведения у подростков; что эффективность психотерапии при лечении ОКР можно предсказать по фМРТ, и что каннабис может ненадолго ослабить симптомы этого заболевания.