Яндекс представил четвертое поколение беспилотного автомобиля, которое на этот раз было создано вместе с инженерами Hyundai Mobis. Беспилотник выполнен на базе Hyundai Sonata и оборудован лидарами, в том числе боковыми, новыми камерами с разными фокусными расстояниями, а также радарами, которые теперь установлены и на крыше, сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию N+1. Общий пробег беспилотников Яндекса теперь достиг пяти миллионов километров.
Яндекс представил свой беспилотный автомобиль в 2017 году. Тогда инженеры использовали Toyota Prius — этот гибрид часто применяется в качестве платформы для беспилотных автомобилей из-за простоты интеграции компьютеров и другого оборудования для электронного управления автомобилем. Затем компания развернула большую программу испытаний в России, а также запустила два тестовых сервиса беспилотного такси в Иннополисе и Сколково. А в конце 2019 года Яндекс объявил о создании лидаров и блоков камер собственной разработки для использования в беспилотниках.
Компания собирается создать универсальный программно-аппаратный комплекс, который можно будет относительно легко адаптировать к разным моделям автомобилей. Она планирует использовать его в своем будущем сервисе, который будет представлять собой гибрид такси и каршеринга, а также поставлять другим производителям. Предполагается, что одним из них станет Hyundai — в 2019 году компании подписали соглашение о совместной разработке прототипов, а в дальнейшем и полноценных беспилотных автомобилей четвертого и пятого уровней автономности.
Теперь компании представили первую совместную разработку — прототип беспилотника с аппаратным комплексом нового поколения, выполненный на базе серийного автомобиля Hyundai Sonata. В новом поколении используется больше камер, причем теперь в машине установлены камеры с разным фокусным расстоянием: широкоугольные камеры для обзора близких объектов и отдельные камеры с более узким полем зрения для отслеживания отдаленных объектов. Также инженеры добавили в основной блок датчиков на крыше радары. Такое расположение позволяет получать данные о других автомобилях на большем расстоянии, чем при стандартном расположении под бампером или других низких элементах. Как и в прошлых прототипах, в новой версии используются лидары, расположенные на крыше, крыльях и спереди на радиаторной решетке. Расположение лидаров спереди и на крыльях позволяет получать данные при поворотах и выезде из дворов еще в момент, когда автомобиль только «высунул» переднюю часть на дорогу.
Яндекс отмечает, что этот прототип стал первым, в котором работали инженеры обеих компаний. Инженеры Hyundai Mobis адаптировали электронные блоки управления под нужды системы управления Яндекса. До конца 2020 года компании собираются создать сто таких автомобилей.
Также представитель Яндекса рассказал N + 1 о состоянии проекта в целом. Парк беспилотников компании стал проезжать большее расстояние. Их суммарный пробег достиг пяти миллионов километров. Для сравнения, осенью 2019 года Яндекс объявил о первом миллионе. Испытания проходят не только в России, но также в Израиле и США. В последней стране компания раньше использовала свои машины для демонстрации технологии на выставке CES в Лас-Вегасе, однако теперь представитель Яндекса рассказал, что разработчики собираются развернуть полноценную программу испытаний с как минимум несколькими автомобилями в штате Мичиган. Одно из его преимуществ заключается в том, что транспортные власти штата разрешают испытывать беспилотники без оператора в салоне. Изначально компания планировала показать автомобили на автосалоне в Детройте, но он был отменен из-за пандемии нового коронавируса.
В России есть и другие разработчики беспилотного транспорта. В области пассажирских беспилотников можно выделить «НПО «Старлайн», которая недавно объявила о скором начале тестирования своего беспилотника в Санкт-Петербурге. В промышленной технике одну из ведущих позиций занимает Cognitive Technologies, автоматизирующая сельскохозяйственную и другую технику. В конце мая компания подписала соглашение на поставку почти 250 беспилотных комбайнов в пять регионов России, причем первые машины поступят на поля уже в июне.
Григорий Копиев