Астрономы выяснили, что ядро кометы Чурюмова — Герасименко могло образоваться при скользящем прямом столкновении двух кометезималей, между которыми сформировалась перемычка. При этом сами доли ядра оказались достаточно прочными, чтобы не разрушиться при ударе, в этом им помог лед и органические вещества. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Короткопериодическая комета 67P/Чурюмова — Герасименко стала главной целью для межпланетной станции «Розетта», который исследовала ее на протяжении двух лет и собрала огромное количество данных о ядре и коме кометы, а также об изменениях в ее поведении в ходе приближения к Солнцу. В ноябре 2014 года станция впервые в истории высадила на поверхность ядра кометы модуль, который успел собрать научные данные до потери с ним связи. Научная программа станции завершилась 30 сентября 2016 года запланированной жесткой посадкой на ядро кометы.
За время работы «Розетта» получила огромное количество снимков поверхности ядра кометы, отличающихся высокой детализацией, что дало возможность ученым узнать больше о ее происхождении и эволюции. Ядро состоит из двух долей разных размеров, соединенных перемычкой, его общий объем оценивается в 18,56 кубических километров. Существует две версии образования подобной формы ядра, первая предполагает, что за создание перемычки ответственна сильная эрозия в этой области, вторая — что ядро образовалось при столкновении двух различных кометезималей. Последняя версия имеет доказательства в свою пользу и считается наиболее вероятной.
Группа астрономов во главе с Марко Франческа (Marco Franceschia) из Университета Падуи опубликовала результаты сопоставления трехмерных моделей образования кометы Чурюмова — Герасименко в результате столкновения двух тел с данными наблюдений «Розетты». Ученые пришли к выводу, что в прошлом две эллипсоидальные кометезимали, с примерными объемами 34 и 15 кубических километров, испытали скользящее прямое столкновение, которое привело к их крупномасштабной деформации в хрупко-пластическом режиме, из-за чего образовались складки в слоистой структуре долей, а сами слои не стерлись. Наблюдаемые на поверхности ядра множественные длинные (порядка нескольких десятков метров) трещины, которые не могли образоваться в результате термических процессов, и свидетельства потери массы долями (до 60 процентов от исходного объема), при однородной внутренней плотности кометы, также подтверждают идею о деформации долей в результате соударения, без уплотнения вещества внутри них.
Астрономы считают, что подобное поведение долей при столкновении говорит о фундаментальной роли, которую играет связующее действие замороженных летучих веществ. Лед может оказывать сильное влияние на механические свойства гранулированных материалов, в частности, когда он способен образовывать связи между зернами или заполнять поры. Несмотря на то, что лед может составлять всего 16 процентов от массы ядра кометы, он способен обеспечить значительную жесткость вещества и помог сформировать относительно твердый поверхностный слой ядра кометы. Еще одним связующим компонентом, но в меньшей степени, могут являться органические вещества, которые могут накапливаться и удерживаться в кометезималях эффективнее, чем ледяные гранулы из протосолнечной туманности, а также входят в состав пыли, покрывающей поверхность ядра.
Благодаря «Розетте» астрономы нашли на комете ксенон, иней, прекурсоры сахаров, высокомолекулярные органические вещества, необычные скалы, а также молекулярный азот и кислород. Кроме того, недавно астрономы уличили ее в смене окраски.
Александр Войтюк