ESA передало «последние слова» аппарата «Розетта»

Участки поверхности кометы, снятые калибровочной камерой «Розетты» во время спуска от начала (синий цвет) до столкновения (красный цвет)

ESA

Европейское космическое агентство (ESA) опубликовало последнюю информацию, полученную от космического аппарата «Розетта» перед ее «контролируемым столкновением» с кометой Р67/Чурюмова—Герасименко. Агентство назвало эти данные «последними словами» аппарата.

«Розетта» провела на орбите кометы более двух лет. 12 ноября 2014 года с ее помощью на поверхность небесного тела был успешно спущен зонд «Филы», что стало первой в истории человечества посадкой на поверхность кометы. 30 сентября 2016 года «Розетту» по заранее рассчитанной траектории направили на столкновение с кометой, которое стало окончанием ее работы. Это было сделано из-за удаления от Солнца на расстояние, где энергии солнечных батарей перестало хватать для функционирования аппарата.

Сейчас ESA получило и обработало последнюю информацию, полученную от «Розетты» ее астронавигационными устройствами. Она содержала сообщение о «крупном объекте» в поле зрения, который представлял собой горизонт кометы.

Реконструкция спуска показала, что аппарат столкнулся с поверхностью всего в 33 метрах от расчетной точки. Место расположения «Розетты» в регионе Маат на «голове» кометы получило название Саис, в честь города (его современное название Са эль-Хагар), где изначально располагался Розеттский камень.

За годы работы искусственный спутник собрал огромное количество информации, включая снимки небесного тела, данные о его возрасте (комета оказалась ровесницей Солнечной системы), изотопном составе водного льда и многое другое. Во время снижения к поверхности были проведены замеры плотности газа и плазмы в нижних слоях комы, размеров и концентрации частиц пыли, детальных ультрафиолетовых спектров поверхности и температуры кометы.

Подробное освещение миссии к комете Чурюмова—Герасименко мы вели в теме «Филы» и «Розетта».